• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
The cultural game of a noble life – (re)presenting historical manors Gatchina and Fall in comparative perspective

Kraikovski Alexei, Shukurova A.

Journal of Tourism History. 2017. Vol. 9. No. 2. P. 1-21.

Глава в книге
«Грунляндские торги»: монопольные сальные компании от Петра I до Екатерины II (1703–1768)

Крайковский А. В., Дадыкина М. М.

В кн.: Petro Primo Catharina Secunda. Два монарха, две эпохи - преемственность, развитие, реформы. Материалы VIII Международного петровского конгресса, Санкт-Петербург 10-11 июня 2016 года. СПб.: Европейский дом, 2017. С. 178-189.

500 лет Реформации в Мемориальной библиотеке Ричарда Стайтса

Центр исторических исследований и Образовательная программа "История" НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург начинают совместный студенческий проект, посвященный популяризации Мемориальной исторической библиотеки Ричарда Стайтса

В рамках образовательного проекта Центра исторических исследований студенты-бакалавры Департамента истории будут ежемесячно отмечать памятные даты отечественной и мировой истории виртуальными выставками из собрания библиотеки известного американского историка Ричарда Стайтса (1931-2010).
Работа, начатая еще весной 2017 г. в рамках производственной практики студентами 4 курса М.Зиминой, М.Ивановой и П.Александровым, получила достойное продолжение и развитие. Среди первых осязаемых результатов - русскоязычная страница Википедии о Ричарде Стайтсе.

Следите за новостями и обновлениями!




31 октября 1517 г. Мартин Лютер вывесил на дверях Замковой церкви Виттенберга знаменитые 95 тезисов. Традиционно именно этот день принято считать началом Реформации.

Erik H. Erikson, Young Man Luther: A Study in Psychoanalysis and History. NewYork: Norton, 1962.
Шифр в библиотеке: 800 E 68
Книга стала первым опытом психоисторического метода и ознаменовала собой рождение психоистории в ее современной форме - изучение истории, которое опирается на комбинированные методы психоанализа и классической историографии. Предметом исследования стал жизненный путь Мартина Лютера от детства и до конца юности на фоне обширной исторической панорамы. Автор проследил, какие психологические особенности и противоречия сопровождали развитие Мартина, и что привело его к созданию собственной теологии; как произошло совмещение индивидуального и исторического кризисов, итогом которых оказалась новая религиозная идентичность большой части населения Европы. Эта книга про то, как индивидуальный случай превращается в значительное историческое явление. При написании книги Эриксон опирался на опубликованные речи и работы Лютера, его переписку, а также ранние биографические источники.
William J. Bouwsma, John Calvin: a Sixteenth-Century Portrait. Oxford: Oxford University Press, 1987.
Шифр в библиотеке: 284 В 81
Историки связывают с кальвинизмом многие достижения современности, в том числе капитализм, индивидуализм и унитаризм. Интересно, что современники считала Жана Кальвина лишь угрюмым религиозным тираном из Женевы, который создал абстрактную теологию, основанную на запретах. Эта книга, написанная выдающимся историком Уильямом Дж. Боусма, посвятившим свою карьеру изучению истории нового времени, стремится развеять заблуждения о Кальвине, поместив его фигуру в обширный исторический контекст. Автор рассказывает о Кальвине как о французском изгнаннике, гуманисте в традиции Эразма Роттердамского и человеке, необычайно чувствительном к противоречивости культуры Позднего Возрождения. Боусма акцентирует внимание на вкладе Жана Кальвина в интеллектуальную историю, проводя аргументированный анализ его работ, а не биографии. Автор органично вписывает фигуру Кальвина в контекст гуманистической и схоластической традиций и реформаторских течений. Таким образом становится понятно, как противоречия в теории Кальвина отображают конфликтующие между собой системы ценностей того времени, а сам Кальвин предстает не просто как человек эпохи Возрождения, но и как проводник в мир интеллектуальной истории Европы раннего нового времени.
Thomas M. Linsday, А History of the Reformation. New York: Charles Scribner's Sons, 1920.
Шифр в библиотеке: 940 L 75
Томас Линсдей предлагает в своей книге панорманое описание религиозных течений Европы XVI в.: реформатские церкви, социнианство, анабаптистское движения и контрреформация. Это исследование можно по праву считать одним из наиболее подробных и всеобъемлющих: автор описал развитие каждого движения с начального этапа во многих европейских государствах, считая это не раскрытым в полной мере полем для ислледований, достойным пристального внимания историков. Книга рассматривает развитие реформистского и контрреформационного движения в XVI веке в крупных европейских политических центрах, дает подробное описание и анализ знаковых исторических событий, действий монархов и идей религиозных деятелей, а также демонстрирует культурное и идеологическое влияние Реформации на население Европы. Труд Линсдея основан на "тщательном изучении современных источников" и трудов современников.
Hajo Holborn, Ulrich von Hutten and the German Reformation. New York: Harper Torchbooks, 1965.
Шифр в библиотеке: 270 Н 75

Книга Хайо Хольборна посвящена анализу важной личности в истории Германии - Ульриху фон Гуттену, его "духовным и культурным качествам", а также взглядам на начавшееся движение Реформации. Ульрих фон Гуттен, один из первых немецких гуманистов, выступавших за свободное развитие культуры, внёс важный вклад в развитие реформационных настроений в Германии, подвергая резким нападкам основные церковные институты и все ступени церковной иерархии еще до начала Реформации. Первоначально оценив выступление Лютера против индульгенций как положительный для гуманистов выпад в сторону духовенства, вскоре Гуттен осознал национально-политическое значение его сочинений и действий и присоединился к Реформации. Стремясь активизировать большую часть немецкого общества, он дополнил свои работы на латыни серией произведений на немецком языке, преодолев свойственную гуманистам ориентацию лишь на образованную часть населения. В отличие от Лютера, он стал ведущим выразителем антикняжеских идей и призывал к военным действиям против Папства. Хольборн пытается описать внутренний мир человека, за которым в результате закрепилась слава патриота и борца «за свободу Германии».
Roland H. Bainton, The Age of the Reformation. Princeton, N.J., Van Nostrand, 1956.
Шифр в библиотеке: 270 В 16
В этой книге Роланд Бэйнтон представляет
краткую историю протестантского движения в Европе на примере распространения Реформации из Германии в Англию. Бэйнтон написал очень ёмкую работу, способную стать основой для более углубленного изучения этого исторического периода. Благодаря привлечению более шестидесяти источников, большинство из которых были переведены и прокомментированы самим автором, книге дает довольно полное представление об эпохе духовных потрясений. Бэйнтон показывает, как идеология новых течений внутри христианства сделала историю Реформации, а религиозная революция XVI века разрушила существовавшие церковные структуры. В работе подчеркивается тот факт, что христианское наследие, которое было обновлено благодаря Реформации, и в настоящее время все еще остается основой для понимания категорий равенства, гуманизма и прав человека.
 Max Weber, The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. New York: Scribner, 1958.
Шифр в библиотеке: 309 W 37
В  работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) М. Вебер пытается объяснить становление современного капитализма, связав эту проблему с социологией религии, в частности, с протестантизмом. Анализируя психологию и мировоззрение протестантов, автор приходит к выводу, что на развитие духа капитализма больше всего повлияли протестантские течения, с их особым отношением к рациональной организации труда и поведением, а интерес человека к определенной деятельности обусловлен духовными ценностями, которыми он руководствуется. Параллели между протестантским акцентом на мирском служении и идеалом капиталистической рациональности позволили Веберу связать Реформацию и возникновение капитализма: протестантизм стимулировал возникновение специфических для капитализма форм поведения в быту и хозяйственной жизни. Минимизация догматики и ритуала, рационализация жизни в протестантизме стали частью процесса, связанного с освобождением человека от суеверий, автономизацией индивида, верой в научный прогресс и рациональное познание.
Caroline Schnyder, Reformation. Stuttgart: Ulmer, 2008 (UTB 3022)
Шифр в библиотеке:
78
В немецкой части Библиотеки Стайтса теме Реформации посвящен краткий, но исключительно компетентый обзор проблематики от швейцарского историка Каролины Шнайдер, вышедший в известной серии университетских справочников UTB. Почему западное христианство разделилось в XVI в. на католиков и протестантов? Как распространяли Лютер, Кальвин и Цвингли свои идеи в народе? Как повлияли религиозные потрясения на жизнь духовенства и мирян, горожан, крестьян и знати? Книга предлагает общие ответы на эти и другие вопросы и служит удачным введением в историю Реформации, ее центральных фигур и образов.