• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Востоковедение

5 лет
Очная форма обучения
25/50/5
25 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

История

4 года
Очная форма обучения
35/30/5
35 бюджетных мест
30 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Политология и мировая политика

4 года
Очная форма обучения
40/50/10
40 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология и социальная информатика

4 года
Очная форма обучения
50/50/10
50 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Управление и аналитика в государственном секторе

4 года
Очная форма обучения
35/30/5
35 бюджетных мест
30 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
25/60/5
25 бюджетных мест
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Городское развитие и управление

2 года
Очная форма обучения
20/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Государство, общество и экономическое развитие в современной Азии

2 года
Очная форма обучения
20/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная и междисциплинарная история

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Современный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
25/5/5
25 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Сравнительная политика Евразии

2 года
Очная форма обучения
20/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Книга
Вьетнамский язык. Фонетический курс

Григорьева Н. В., Ефременко К. С., Нгуен Т. М.

СПб.: КАРО, 2017.

Глава в книге
«Молодёжные движения за трезвеннические установки в России и за рубежом»

Кравцова А. Н.

В кн.: ТЕЗИСЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МОЛОДЕЖЬ ЕВРОПЫ И РОССИИ». Томский государственный университет, 2017. С. 27-30.

О критике в стенах Питерской Вышки

25 ноября в рамках международного цикла дебатов «Машина критики», подготовленного Гёте-институтом совместно с журналом "Курсбух", и информационно-просветительского проекта НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург «Фабрика смыслов» в кампусе Питерской Вышки на Кантемировской ул., 3А состоялась лекция главного редактора журнала "Курсбух", директора института социологии Мюнхенского университета им. Людвига-Максимилиана Армина Нассеи.

Социолог и издатель журнала «Курсбух» выступил перед аудиторией с докладом "Больше критики!" о том, зачем критика нужна обществу. Острая и неоднозначная тема вызвала оживленный интерес среди слушателей, поэтому, когда последовала запланированная дискуссия г-на Нассеи с профессором социологии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, деканом Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук Даниилом Александровым, желающих задать свои вопросы из зала оказалось немало. Мы со своей стороны побеседовали о критике с господином Нассеи непосредственно накануне лекции.



- Что такое конструктивная критика? Есть ли для этого понятия объективные критерии?

- Объективных критериев нет. Весь вопрос в том, кто или что является адресатом критики. Конструктивной является только критика, которая учитывает возможности ее адресата. Если критикующий требует от критикуемого чего-то невозможного, то и критику нельзя назвать конструктивной. Это не значит, что критика не может быть действительно фундаментальной и радикальной, однако она всегда должна сохранять связь с реальностью и должна быть реализуемой, иначе превратится в чистой воды позёрство.

Что действительно нужно делать критике, так это подстраиваться под более сложную конъюнктуру, возникновением которой мы обязаны новым проблемам общественного строя. Правительства и власти предержащие сегодня парадоксальным образом одновременно и теряют власть, и становятся более авторитарными. Такая ситуация возникает повсеместно — на Западе, в развивающихся странах Восточной Европы и в Китае, — поэтому над этим следует основательно задуматься.

- В чем недостатки сегодняшней критики?

- Недостатки обусловлены несколькими причинами. Критика зачастую начинает играть подчиненную роль, если критикующие исходят из того, что «власть» может привести все в порядок самостоятельно, если того захочет. При этом мир усложнился до такой степени, что у подобной критики часто отсутствует конкретный адресат (это, кстати, характерно и для критики стран мира со стороны Запада). Так, хотя с европейской точки зрения китайская модель меритократии и однопартийности по праву будет считаться заслуживающей критики, следует осознавать, что одномоментное и беспрепятственное установление западных демократических порядков в ней невозможно, так как требует предварительного изменения общества. В таком же ракурсе, возможно, следует рассматривать и некоторые существующие конфликты между Западом и Россией. Тем не менее, все вышесказанное не означает, что от критики стоит отказаться — напротив, критика сегодня может позволить критику и объекту критики взаимодействовать на равных.

- Какие вопросы современного общества вызывают наибольшую или самую острую критику и почему?

- Критика в первую очередь возникает тогда, когда мир, окружающий человека, становится настолько сложным и непредсказуемым, что люди теряют веру в общественные структуры. Это кажется мне одним из основных принципов социологии: критика однозначно коррелирует с непредсказуемостью, а также с ощущением неконтролируемости всех процессов в обществе. Очень часто это приводит к тому, что для критики выбирается неверный адресат, а также неверные темы, — мы знаем из риск-менеджмента, что наши страхи в основном ложны, а настоящая опасность нами преуменьшается.

- Может ли критика быть опасной? Если да, то почему?

- Раньше критика была скорее левой или леволиберальной прерогативой. Результатом либеральной в широком смысле критики явилось появление в западных либеральных обществах привычных теперь свобод, а также протеста против авторитарных режимов. Сегодня критика почти во всех развитых странах — в Северной Америке, Европе и России — стала способом поиска решений для действительно сложных проблем: реэтнизации конфликтов, ренационализации политики, страха перед плюрализмом и иными жизненными укладами. Опасность этого состоит в том, что при этом создаются новые конфликтные ситуации экономической, военной и культурной природы, которые Европа уже, казалось бы, преодолела после падения коммунистических режимов. Парадокс: такая критика направлена не на тех адресатов и при этом усугубляет проблемы, являющиеся первопричиной этой самой «компенсационной» критики.

- Как вы относитесь к критике, которая направлена на вас?

- Мой ответ достаточно предсказуем: я отношусь к ней очень серьезно — как же иначе? Могу сказать, что способность к самоиронии является наиболее важным качеством, позволяющим работать с критикой, — хотя бы потому, что критика сама по себе является попыткой посмотреть на вещи с разных точек зрения. Ученые обязательно должны обладать этим качеством, а ещё должны знать, что привычки, самовлюбленность и (не в последнюю очередь) конкуренция зачастую мешают этой самоиронии.

Перевод на русский: Николай Андреев