• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Востоковедение

5 лет
Очная форма обучения
25/70/4
25 бюджетных мест
70 платных мест
4 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

История

4 года
Очная форма обучения
35/30
35 бюджетных мест
30 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Политология и мировая политика

4 года
Очная форма обучения
40/50/10
40 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология и социальная информатика

4 года
Очная форма обучения
50/40/5
50 бюджетных мест
40 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Управление и аналитика в государственном секторе

4 года
Очная форма обучения
35/30/4
35 бюджетных мест
30 платных мест
4 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
28/60/3
28 бюджетных мест
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Бизнес и политика в современной Азии

2 года
Очная форма обучения
20/10/5
20 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Городское развитие и управление

2 года
Очная форма обучения
20/10/1
20 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная и междисциплинарная история

2 года
Очная форма обучения
15/10/5
15 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Современный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
25/5/2
25 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Сравнительная политика Евразии

2 года
Очная форма обучения
25/10/10
25 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
22/5/1
22 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Статья
Grassroots urban protests in St. Petersburg: (non)participation in decision-making on the futures of city territories
В печати

Tykanova E., Хохлова А. М.

International Journal of Politics, Culture and Society. 2018.

Препринт
Диверсификация сферы социальных услуг в России: факторы региональных различий

Тарасенко А. В.

Серия препринтов Европейского университета в Санкт-Петербурге. Препринт М-58/17. издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017

Елена Онегина о поступлении в аспирантуру, уникальной атмосфере в лаборатории и опыте полевых исследований

Продолжают поступать радостные новости от выпускников магистерской программы «Современный социальный анализ». Елена Онегина, поступила в аспирантуру по направлению «Социальная структура, социальные институты и процессы» в Московский кампус НИУ ВШЭ. Елена – выпускник 2017г. и стажер-исследователь в Центре молодежных исследований с лета 2012 года. Мы расспросили ее об опыте поступления в аспирантуру, обучении в магистратуре и работе в лаборатории Питерского кампуса.

  • Прежде всего, поздравляем с поступлением! Расскажи, пожалуйста, сложно ли  было решиться на поступление в аспирантуру?
  • Я очень переживала, потому что аспирантура – это уже ответственный и супер осознанный шаг. Это уже не бакалавриат, куда часто направляют родители, не магистратура, которая как бы считается естественным продолжением обучения, а совсем другой путь. Он уже точно не должен быть случайным, а обдуманным и значимым для каждого человека. Я думала, иногда сомневалась, но поняла, хочу совершенствоваться в качественных исследованиях и  перейти на новый уровень.

Конечно, перед экзаменами я тоже переживала. Это как в школе, когда сдавали ЕГЭ, все волновались. И сейчас, несмотря на то, что ты уже взрослый, но заходя в аудиторию, начинаешь очень сильно переживать.  Боялась за английский, но все прошло успешно.

  • Твоя подготовка в рамках магистратуры помогла тебе поступить в аспирантуру?
  • Я думаю, что магистратура, безусловно, очень сильно помогла, я легче ориентировалась и спокойнее себя чувствовала, увереннее, в том, что я делаю и как я отвечаю на вопросы.  Потому что я знала, что даже если я не вспомню каких-то точных теоретических моментов, я представляю, как это работает на практике. Мне, например, задали вопрос, которого не было в билете, про то, как правильно сформировать выборку в количественном исследовании, если у вас задача сделать экстренный опрос около метро, какие есть ограничения.  Я все рассказала про ограничения этого метода и про то, насколько будет репрезентативна выборка.  И да, я не использовала специальную терминологию,  но на конкретном примере я смогла сориентироваться и рассказать. Потому что мы и поводили в ЦМИ качественные и количественные исследования, и я понимаю, в чем плюсы и недостатки такой методологии. И конечно опыт участия в огромном количестве учебных проектов прикладного характера очень помогли мне увереннее чувствовать себя на экзамене.
  • Как ты оказалась в Центре молодежных исследований?
  • Во время моего обучения на бакалавриате, я записалась на НУГ  (научно-учебная группа) «Тело». Там я познакомилась с преподавателями,  работающими в ЦМИ.  Меня заинтересовало это направление исследований, и после 1 курса летом я пришла в Центр молодежных исследований.
  • Какими проектами ты занимаешься в ЦМИ? Что больше всего удивило, заинтересовало, запомнилось?
  • Очень волнительной была подготовка к полю по гранту РНФ (Российского научного фонда). Это был мой первый большой выезд в поле. Наша команда почти на месяц уехала в Махачкалу. Я очень долго готовилась к этой поездке: выбирала, какую одежду взять, думала, снимать ли пирсинг.

Конечно, невероятно интересно было общаться с дагестанцами, потому что у меня было много разных стереотипов. Например, мне был очень интересен вопрос безопасности, он был у нас в гайде интервью.  И иногда первая реакция, которая была: «А что у нас с безопасностью? У нас все хорошо. Как у всех». Люди начинают оправдываться, зная, что через СМИ воспроизводится дискурс опасности, они сами начинают выстраивать его иначе. Но потом говорят: «Да,  может быть у нас повышенная сейсмическая активность». Это то, чего ты вообще не ожидаешь, в вопросе про опасность или безопасность в регионе.

Когда я брала интервью с девушками в хиджабах, очень долго готовилась, переживала, так как совершенно ничего об этой религиозной традиции не знала. Я выбрала стратегию незнающего исследователя, задавала глупые вопросы и спрашивала: «Зачем хиджаб? Про что это? Почему? Когда? Кто учит?» Было интересно узнать, что у девушек есть два гардероба: тот, который они предпочитают носить дома, при муже и близких родственниках, и тот, в котором ты выходишь за порог квартиры. И для меня это конечно было невероятно и очень удивительно: в физическом пространстве 2 гардероба.  Они отличаются по цветам, по форме одежды, по тем деталям, которые ты открываешь или скрываешь.

Были интересные аргументы, почему нужно ходить в хиджабе на улице: это и ощущение безопасности - на тебя не смотрят другие мужчины, и то, что ты чувствуешь себя лучше, комфортнее. А лучший подарок – это купить себе, например, новый платок. Узнала и то, что хиджаб состоит из нескольких частей. Одна скрывает волосы, а другая – платок, который сверху наматывается разными способами. Существует много вариантов, как его красиво повязать. Я никогда не задумывалась, что есть отдельная культура ношения платков.

  • Почему ты выбрала Центр молодежных исследований?
  • Я не могу сказать, что я выбирала Центр. Я знала, что есть еще лаборатории, которые занимаются в большей степени количественными исследованиями. ЦМИ, несмотря на то, что тоже проводит количественные исследования, ориентирован на качественную методологию, что мне ближе. Я уже на 1 курсе (бакалавриата), понимала, что для меня это то, чем я бы хотела заниматься.

Я немного знала коллег будущих и преподавателей. Потому что люди, которые работают в ЦМИ, также преподавали, они и привлекли меня своим профессионализмом, харизматичностью, хотелось быть рядом с этими людьми, как-то ближе общаться и работать.

  • Почему ты 2 года назад решила поступать в магистратуру НИУ ВШЭ на «Современный социальный анализ»?
  • Я продолжала работать в ЦМИ.  Мне хотелось заниматься научной деятельностью и, собственно, программа магистратуры позволяет тебе продолжать: писать диссертацию и исследования по той теме, по которой ты хочешь. Ты свободен выбирать то, что твоей душе угодно и на что хватит твоей фантазии. Чего не происходит в магистратуре других вузов, где ты больше зажат какими-то формальными требованиями. Насколько я могу судить по рассказам своих друзей.

И конечно меня невероятно привлекал стиль преподавания, взаимодействия между студентами и преподавателями, я к нему уже настолько привыкла за время своего обучения в бакалавриате. И к этой атмосфере: живой, заинтересованной студенческой аудитории и конкуренции, такой,  здоровой. У всех очень интересные исследования. Мне не хотелось уходить из этого пространства, из этой атмосферы. Тем более я хотела продолжать заниматься качественными исследованиями и гендерной тематикой, мне не хотелось менять научного руководителя, потому что, на мой взгляд, складывается довольно продуктивное взаимодействие.  Мы друг друга понимаем, что на самом деле случается нечасто.

Мне нравится сама программа, потому что есть совмещение качественных и количественных методов. Ты можешь получить навыки проведения опросов и углубить их в рамках количественных исследований. Можешь пройти углубленные курсы связанные с проведением качественных исследований, методологии, какие-то узкие курсы, например, по биополитике, по этике проведения исследований. И меня это привлекало, я понимала, что это сделает меня еще более профессиональной в том, в чем я хочу развиваться.

  • Каким направлением исследований ты планируешь заниматься в аспирантуре?
  • Так как я выбрала направление «Социальная структура, социальные институты и процессы», мне нужно расширить свою тему магистерской диссертации “ЛГБТ-сцена Санкт-Петербурга, практики сопротивления и групповые идентичности” и добавить в него Москву или увеличить географию исследования до всей России, но ЛГБТ так или иначе останется: в рамках гендерных идентичностей и сексуальных ориентаций. Пока я не проходила утверждение темы, поэтому пока это только мои пожелания. Но предварительно ее одобрили.

Я очень переживала, что не примут только качественные методы, потому что я принципиально писала, что у меня в диссертации будут только качественные методы: включенное наблюдение, глубинные интервью, анализ документов, но без статистики. Но никто не настаивал на наличии количественных методов, и я этому очень рада. И дальше, в аспирантуре, я буду продолжать заниматься именно качественными методами, потому что я считаю, что очень важно понять, что именно хочет сказать каждая группа людей или отдельный человек. Индивидуальное общение и попытка понять причины, смыслы, понаблюдать за практиками, - именно в этом, на мой взгляд, есть основа, смысл и ценность. Я общаюсь с людьми, участвую в исследованиях и планирую этим заниматься дальше на более серьезном уровне.