• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Востоковедение

5 лет
Очная форма обучения
25/70/4
25 бюджетных мест
70 платных мест
4 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

История

4 года
Очная форма обучения
35/30
35 бюджетных мест
30 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Политология и мировая политика

4 года
Очная форма обучения
40/50/10
40 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология и социальная информатика

4 года
Очная форма обучения
50/40/5
50 бюджетных мест
40 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Управление и аналитика в государственном секторе

4 года
Очная форма обучения
35/30/4
35 бюджетных мест
30 платных мест
4 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
28/60/3
28 бюджетных мест
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Бизнес и политика в современной Азии

2 года
Очная форма обучения
20/10/5
20 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Городское развитие и управление

2 года
Очная форма обучения
20/10/1
20 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная и междисциплинарная история

2 года
Очная форма обучения
15/10/5
15 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Современный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
25/5/2
25 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Сравнительная политика Евразии

2 года
Очная форма обучения
25/10/10
25 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
22/5/1
22 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Книга
Digital Transformation and Global Society. Second International Conference, DTGS 2017, St. Petersburg, Russia, June 21–23, 2017, Revised Selected Papers

Под науч. редакцией: Alexandrov Daniel A., A. V. Boukhanovsky, A. V. Chugunov et al.

Cham: Springer International Publishing, 2017.

Глава в книге
Наррация в символической политике: Уровни и диахрония

Тульчинский Г. Л.

В кн.: Символическая политика: Сб. науч. тр.. Вып. 4: Социальное конструирование пространства. М.: ИНИОН РАН, 2017. С. 65-83.

Препринт
Social Trust and Media Consumption in Democratic and Non-Democratic Societies

Vólchenko O., Shirokanova A.

Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2017. No. 76.

Раннее алкогольное созревание

Подростки, которые планируют получить неполное среднее образование и продолжить обучение в техникуме или училище, чаще потребляют алкоголь, чем потенциальные абитуриенты вузов. Это подтвердил опрос более 1000 российских школьников, проведенный в рамках совместного исследования ученых из НИУ ВШЭ и Нью-Йоркского Университета.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Виктор Лушин, Нью-Йоркский Университет
Джеймс Джаккард, Нью-Йоркский Университет
Валерия Иванюшина, доцент Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ
Даниил Александров, профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Все начинается в школе

Считается, что студенты техникумов, училищ и прочих средних специальных учебных заведений более склонны к употреблению алкоголя, чем студенты вузов. Но этому посвящено мало исследований. Не вполне ясно – образовательная среда влияет на молодежь, или подростки, которые приходят в ссузы, уже имеют склонность к алкоголю. Также недостаточно данных о том, с чем конкретно связаны вредные привычки, появляющиеся в юном возрасте.

Авторы исследования провели опрос среди российских школьников. В нем приняли участие 1269 подростков  из 16 городских школ Томска, чей средний возраст составил 14,9 лет. Доля юношей составила – 51,3%, девушек – 48,7%.

Ученые разделили респондентов на четыре группы. В первой группе – подростки, не сообщившие о своих планах на образование; во второй – собирающиеся получить неполное среднее образование и поступить в ссуз; в третьей – планирующие поступить сначала в ссуз, а затем в вуз; в четвертой – нацеленные на поступление в вуз сразу после окончания полного курса средней школы.  

В ходе анонимного анкетирования подростков просили указать, как часто они употребляют те или иные алкогольные напитки, а также образование и профессию родителей. Употребление алкоголя связано с социально-экономическим статусом семьи, поэтому авторы учитывали эти факторы, чтобы выявить другие закономерности.   

Исследователи также проанализировали характер связи между подростковой активностью помимо школы и склонностью к алкоголю. В фокусе внимания были такие виды занятости, как оплачиваемая работа, посещение религиозных учреждений и вовлеченность в религиозную активность, тусовки с друзьями в парках и в ночных клубах, а также чтение. Внеклассные занятия – кружки, секции – учитывались, однако каких-либо связей между нимии выпивкой в ходе проведенного исследования не обнаружилось.

Рабочий момент

Согласно исследованиям, есть связь между оплачиваемой работой и ранним пристрастием к спиртному. Тут, как отмечают ученые, играют роль такие факторы, как пропуск занятий в школе ради работы, а, соответственно, снижение уровня интеллектуального развития, дурной пример взрослых работников и возможность на собственные деньги покупать алкоголь. Подобные эффекты наблюдаются, когда подросток работает более 20 часов в неделю.

Подтвердилось, что при равном образовании родителей подростки, которые не планируют поступать в вуз, действительно намного чаще употребляют алкоголь по сравнению со школьниками, нацеленными на университет. Также привычка выпивать обнаружилась у тех, кто планирует сначала поучиться в техникуме, колледже или училище и только потом поступать в вуз.  

Результаты показали, что склонности выпивать сопутствуют частые тусовки с друзьями. При этом исследователи зафиксировали неожиданную положительную связь между посещением религиозных учреждений и привычкой тусоваться и отсюда опосредованную связь между религиозной активностью и распитием спиртного. «Возможное объяснение этого заключается в российском культурном контексте, который способствует употреблению алкоголя. Религиозная активность может давать подросткам дополнительный доступ к взрослым ролевым моделям и к тусовкам со сверстниками, в ходе которых происходит приобщение к алкогольным напиткам», – поясняют ученые.

Чтение – залог трезвости

В ходе исследования подтвердилось,  что подростки, нацеленные на высшее образование, больше читают. Чтение, согласно результатам, также имеет наибольшую позитивную связь с трезвостью. У школьников, готовящихся стать абитуриентами университетов, как отмечают ученые, меньше времени на нахождение в компаниях на улицах, в клубах и т.д. и, как следствие, меньше рисков пристраститься к алкоголю.  Результаты также подтвердили наличие опосредованной связи через тусовки между оплачиваемой работой и выпивкой.

Российская специфика

Ранее проведенные исследования демонстрируют, что подростки в России начинают выпивать раньше, чем их сверстники в США и Западной Европе. Среди студентов ссузов проблема потребления спиртного наиболее острая. Мужчины, умирающие по причинам, связанным с алкогольной зависимостью, в большинстве своем – выпускники средних профессиональных учебных заведений.

Анализ подобных взаимосвязей, касающихся подросткового алкоголизма, в России проведен впервые. Авторы отмечают, что нужны дальнейшие исследования, которые, например, более четко прояснили бы связь между религиозными активностями и употреблением спиртного, а также роль таких практик как чтение в формировании позитивных привычек подростков.  

Профилактика алкоголизма среди молодежи должна активно вестись в школе, а не начинаться в техникумах и училищах, куда подростки приходят с уже сформированными привычками, обращают внимание ученые.