• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Война и мир

Хобби в качестве работы – реально. Для современных участников исторической реконструкции увлечение, возникшее еще в студенческие годы, все чаще становится и полем профессионального развития. В Центре молодежных исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург на это есть свой взгляд.

Война и мир

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Святослав Поляков – младший научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Сегодня реконструкторские фестивали становятся массовым явлением, которое привлекает не только представителей этой субкультуры, но и зрителей из числа не вовлеченных в  среду людей. Примечательно, что в качестве одной из заметных тенденций в развитии реконструкторского движения сами его участники выделяют прогрессивное обособление двух культурных направлений – потребителей «историчных» артефактов и их производителей. «Деревни мастеров», представляющие собой автономные пространства старинных ремесел, как правило, соседствуют на таких фестивалях с пространствами «войны», где исторические реконструкторы устраивают бои между двумя группами «при полном доспехе». Одно из следствий такого пути развития – превращение практики самообеспечения реконструкторов «историчными» артефактами в профессионализацию ремесла и трансформацию ремесленника-потребителя в мастера. Это в свою очередь приводит к тому, что из молодежной формы досуга историческая реконструкция развивается вместе со своими участниками и для некоторых из них перерастает в профессию, с которой реконструкторы вполне серьезно могут совмещать увлечение и профессиональное развитие на протяжении всей жизни.

Как отдельный вид досуга, доступный лишь профессиональным историкам и коллекционерам антиквариата, историческая реконструкция начала формироваться в 1930-е годы в Англии и США. В конце 1990-х – начале 2000-х годов это ранее элитарное хобби стало носить более массовый характер. Примерно тогда же стали появляться первые реконструкторские клубы на постсоветском пространстве.

Чтобы правдоподобно репрезентировать свой исторический типаж, каждый реконструктор должен обладать набором реплик исторических предметов. Постоянная необходимость пополнять и обновлять оружие, доспехи, обувь, одежду и другие предметы исторического быта стимулирует DIY-экономику («экономика сделай сам»). В рамках нее  развилась сравнительно небольшая группа производителей, сделавших производство «артефактов» своим постоянным занятием и источником дохода. К таким людям относятся либо действующие реконструкторы, либо «ветераны», которые увлеклись реконструкцией еще в студенчестве и достигли в определенном ремесле всеобщего признания коллег.

Ремесло из эпизодической просьюмеристской практики трансформируется в полноценную форму занятости.

Критерии мастерства включают не только наличие производственных компетенций, но и в его умении заново изобретать технологии производства материальных предметов.

Историческая реконструкция как вид досуга развивается вместе со своими участниками, постепенно утрачивая исключительно молодежный характер. При этом в процессе реконструкции социальные границы ослабляются не только в рамках клубов и мероприятий, но конвертируется в межличностные связи – социальный капитал,  значимый в мире труда и образования.

Выделены три ключевых направления трансформации характера связей между мастерами-реконструкторами и конфигурации границ их сообщества.

Традиционным стилем, объединяющим реконструкторов в клубе является стиль той или иной эпохи. Мастера же помимо стиля эпохи, чтобы добиться успеха, начинают вырабатывать собственный стиль, свой отпечаток индивидуальности.

Реконструкторские клубы, как правило, формируются на основе очень тесных связей, объединяющих единомышленников и друзей. Мастера сохраняют некоторую обособленность.

По мере наработки мастерства производители реплик исторических предметов начинают все больше обосабливаться и выстраивать связи с другими мастерами, возможно, даже не из числа реконструкторов. Влиятельный исследователь профессионализации М. Ларсон отмечает, что профессиональным проектам редко удается достичь полного успеха. В основе идеологии реконструкторского движения – сопротивление выносу производства за пределы своего сообщества. Для воспроизводства достигнутой статусной позиции мастеру необходимо оставаться реконструктором, что, помимо всего прочего, требует от него участия в групповых практиках потребления артефактов (реконструкторских фестивалях, например), а также подчинения сложившейся системе авторитетов. Последнее означает, что достижение полной профессиональной автономии – права «производить производителей» – пока остается для сообщества мастеров недостижимым идеалом.


С текстом исследования можно ознакомиться онлайн.