• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Элементы логики Аристотеля

Тренделенбург А.

М.: Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017.

Статья
Эволюция социологических подходов к исследованию медицинских профессий: биомедицинская парадигма vs индивидуальный подход

Галкин К. А.

Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2017. № 2. С. 81-85.

Глава в книге
Православные ярмарки и религиозная модерность

Кормина Ж. В.

В кн.: Experto crede Alberto. Cборник статей к 70-летию Альберта Кашфулловича Байбурина. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. С. 229-247.

Препринт
Historical Legacies and Gender Attitudes in the Middle East

Veronica Kostenko, Ponarin E., Shteiwi M. et al.

ERF Working Paper Series. J1. Economic Research Forum, 2017. No. 1105.

Переосмысляя креативный труд: от Средиземья до Воронежской области.

За последние 20 лет были проведены многочисленные исследования, посвященные труду людей творческих профессий: художников, дизайнеров, IT-специалистов, журналистов. Они показали, что за богемным очарованием этих профессий скрывается реальность существования, сопряженного с высокой степенью риска и нестабильностью, отсутствием социальных гарантий. Однако, необходимо отметить, что проводившиеся в данной сфере исследования были сосредоточены, в основном, на изучении Великобритании и стран Западной Европы. В России же, несмотря на общее медиа-внимание к вопросам, связанным с развитием креативных индустрий,  условия труда  творческих профессионалов до сих пор остаются в тени. На прошлой неделе, 14 и 15 октября на площадке Музея Экспериментального звука при поддержке НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и Центра изучения Германии и Европы прошел международный семинар Creative labour revisited: cultural production in distinct institutional environments , инициированный преподавателем департамента социологии Маргаритой Кулевой. В мероприятии принимали участие как российские ученые, в том числе сотрудники НИУ ВШЭ СПб, так и представители зарубежной академии. На протяжении двух дней работы семинара его участники успели поговорить о Британской культурной политике, гендерном измерении креативного труда, особенностях новозеландского кино-производства и «законе Хоббита», условиях труда сотрудников российских культурных институций в столичных городах и за их пределами, а также договориться о совместной англоязычной публикации по итогам события. Впечатлениями и мыслями по поводу семинара поделились Бриджит Конор (King's College London), Стефани Тейлор (The Open University) и Елена Трубина (Уральский Федеральный Университет).

– Бриджит, расскажите, что вы думаете о мероприятии и о поездке в Санкт-Петербург?

– Я под глубоким впечатлением от всего, что происходит на семинаре. Широкий спектр тем, которым посвящены доклады, кейсы индустрий крупных российских городов – как Москва или Санкт-Петербург – и маленьких провинциальных музеев – все это очень интересно. Детальное и скурпулезное описание организации и практик в сфере креативного труда в России захватывает. Мне очень приятно быть здесь, на мероприятии. Я первый раз не только в Санкт-Петербурге, но и вообще в России, и, знаете, мне очень понравилось, я бы обязательно хотела вернуться.

 – Какие ключевые различия вы видите в организации занятости креативных работников и устройстве креативного труда в России и в Великобритании?

– Благодаря той информации, что я почерпнула в течение двух дней семинара, я получила великолепную возможность сравнить российские кейсы и практики с теми, которые знакомы мне, как исследователю, в Британии. В действительности, я вижу намного больше сходств, чем различий. Очень схожи условия работы – фриланс, кратковременные контракты, нестабильность, следовательно, схожи и проблемные стороны такого типа деятельности. Различия в организации креативных индустрий, на мой взгляд, объясняемы через культурные различия стран и особенности политического курса.

– Бриджит, нашли ли вы новые идеи для своих исследований благодаря семинару?

– Безусловно! Я чувствую себя очень вдохновленной, у меня масса свежих мыслей. Одна из тем, к которой мне захотелось обратиться – исследования коллаборативных структур, сотрудничества в сфере креативного труда.

 – А себя вы могли бы отнести к креативным работникам?

– Скорее, нет. Но у меня очень много друзей, основной деятельностью которых является занятость в креативных индустриях. Тщательно стараюсь, чтобы они не становились моими объектами для исследований!

***

 

 

–Стефани, что вам больше всего запомнилось по итогам семинара? Какие впечатления остались от первой поездки в Россию?

– Я очень рада своему присутствию здесь, мероприятие получилось невероятно интересным и продуктивным. Работы, представленные на семинаре, позволяют проводить множество параллелей между особенностями труда в креативной индустрии между разными городами и странами, как в академическом, так и в неакадемическом контексте. О поездке в Россию – мне бы хотелось бы провести здесь больше времени, чем я могу сейчас. А образ Санкт-Петербурга напоминает мне отчасти атмосферу скандинавских городов, отчасти – британских. Есть сходства с некоторыми районами Лондона или улочками в Глазго. Петербург кажется очень молодежным городом, наполненным перспективами и возможностями для реализации.

– Относите ли вы свою деятельность к креативному труду?

– Да, академическая работа – один из видов креативной деятельности, и статьи, которые я пишу и публикую – мой креативный продукт. Креативные индустрии вообще очень особенная сфера, меня привлекает ее энергия, множество новых идей, которые создаются занятой в креативных структурах молодыми людьми. Однако в большей степени я заинтересована, безусловно, в критическом осмыслении креативного труда, изучению его статуса в обществе, политической и экономической поддержки креативных работников со стороны государства. Необходимо создание новых образовательных программ для профессионализации новой сферы и стабилизации карьерных траекторий.

– Стефани, чем в первую очередь различаются креативные индустрии в России и Великобритании?

– Это большая дискуссия. Пожалуй, я могла бы выделить несколько отличий. Во-первых, разные рыночные условия в некоторых сферах: в России fashion-индустриям гораздо проще развиваться, в Великобритании же это маленький и более закрытый рынок. Также у системы креативных индустрий в России гораздо более сложная структура, в Великобритании же одним из влиятельных для данной сферы фактором является иммиграционный процесс. В дополнение, креативная среда всегда связана с понятием неравенства: в Британии значимым является расовый вопрос, о России в этом плане судить сложнее. Прослушав большое количество выступлений своих коллег на семинаре я еще раз в этом убедилась.

                                                                                     ***

 

 

– Елена Германовна, поделитесь, пожалуйста, своими мыслями по поводу семинара «Creative labour revisited»

– Было замечательно. Помещение Музея Экспериментального звука на Пушкинской полностью погружало в пространственный контекст креативных индустрий. Очень интересным оказалось послушать докладчиков, имеющих настолько разный академический бэкграунд: от молодых начинающих ученых до сложившихся в своей сфере академии исследователей. Привлекательности и разнообразия мероприятию добавила насыщенная культурная программа, полностью дополняющая тематику и атмосферу семинара.

– Какие главные отличия вы находите в практиках и организации креативного труда в России и за рубежом?

– На мой взгляд, главные отличия российского случая от того, что происходит за рубежом, объясняются структурой экономики в стране. В России экономическую систему можно считать сверхцентрализованной, что вынуждает практически всех представителей из разных сфер культурных индустрий быть в разной степени зависимыми от государства.

– Елена Германовна, что стало для вас открытием, когда вы прослушали доклады российских и зарубежных исследователей на семинаре?

– Главным открытием, пожалуй, я могла бы назвать доклад о креативных индустриях и занятости креативных работников в Новой Зеландии. Меня поразила степень коррупции и неолиберализованности, речь о них шла в одной из презентаций.

– Какие впечатления в целом остались у вас от поездки?

– Впечатления, бесспорно, остались хорошие. Помимо насыщенной академической и культурной программы семинара, я несколько часов беседовала с попутчицами-докладчицами Ольгой Гуровой и Миной Хенрикссон. Успела сходить на оперу Cosi fan Tutte в Мариинке.

 

Текст: студентка 3 курса ОП "Социология" Анастасия Меньшикова

 

Фотографии: Иоланта Скавидис