• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Переосмысляя креативный труд: от Средиземья до Воронежской области.

За последние 20 лет были проведены многочисленные исследования, посвященные труду людей творческих профессий: художников, дизайнеров, IT-специалистов, журналистов. Они показали, что за богемным очарованием этих профессий скрывается реальность существования, сопряженного с высокой степенью риска и нестабильностью, отсутствием социальных гарантий. Однако, необходимо отметить, что проводившиеся в данной сфере исследования были сосредоточены, в основном, на изучении Великобритании и стран Западной Европы. В России же, несмотря на общее медиа-внимание к вопросам, связанным с развитием креативных индустрий,  условия труда  творческих профессионалов до сих пор остаются в тени. На прошлой неделе, 14 и 15 октября на площадке Музея Экспериментального звука при поддержке НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и Центра изучения Германии и Европы прошел международный семинар Creative labour revisited: cultural production in distinct institutional environments , инициированный преподавателем департамента социологии Маргаритой Кулевой. В мероприятии принимали участие как российские ученые, в том числе сотрудники НИУ ВШЭ СПб, так и представители зарубежной академии. На протяжении двух дней работы семинара его участники успели поговорить о Британской культурной политике, гендерном измерении креативного труда, особенностях новозеландского кино-производства и «законе Хоббита», условиях труда сотрудников российских культурных институций в столичных городах и за их пределами, а также договориться о совместной англоязычной публикации по итогам события. Впечатлениями и мыслями по поводу семинара поделились Бриджит Конор (King's College London), Стефани Тейлор (The Open University) и Елена Трубина (Уральский Федеральный Университет).

– Бриджит, расскажите, что вы думаете о мероприятии и о поездке в Санкт-Петербург?

– Я под глубоким впечатлением от всего, что происходит на семинаре. Широкий спектр тем, которым посвящены доклады, кейсы индустрий крупных российских городов – как Москва или Санкт-Петербург – и маленьких провинциальных музеев – все это очень интересно. Детальное и скурпулезное описание организации и практик в сфере креативного труда в России захватывает. Мне очень приятно быть здесь, на мероприятии. Я первый раз не только в Санкт-Петербурге, но и вообще в России, и, знаете, мне очень понравилось, я бы обязательно хотела вернуться.

 – Какие ключевые различия вы видите в организации занятости креативных работников и устройстве креативного труда в России и в Великобритании?

– Благодаря той информации, что я почерпнула в течение двух дней семинара, я получила великолепную возможность сравнить российские кейсы и практики с теми, которые знакомы мне, как исследователю, в Британии. В действительности, я вижу намного больше сходств, чем различий. Очень схожи условия работы – фриланс, кратковременные контракты, нестабильность, следовательно, схожи и проблемные стороны такого типа деятельности. Различия в организации креативных индустрий, на мой взгляд, объясняемы через культурные различия стран и особенности политического курса.

– Бриджит, нашли ли вы новые идеи для своих исследований благодаря семинару?

– Безусловно! Я чувствую себя очень вдохновленной, у меня масса свежих мыслей. Одна из тем, к которой мне захотелось обратиться – исследования коллаборативных структур, сотрудничества в сфере креативного труда.

 – А себя вы могли бы отнести к креативным работникам?

– Скорее, нет. Но у меня очень много друзей, основной деятельностью которых является занятость в креативных индустриях. Тщательно стараюсь, чтобы они не становились моими объектами для исследований!

***

 

 

–Стефани, что вам больше всего запомнилось по итогам семинара? Какие впечатления остались от первой поездки в Россию?

– Я очень рада своему присутствию здесь, мероприятие получилось невероятно интересным и продуктивным. Работы, представленные на семинаре, позволяют проводить множество параллелей между особенностями труда в креативной индустрии между разными городами и странами, как в академическом, так и в неакадемическом контексте. О поездке в Россию – мне бы хотелось бы провести здесь больше времени, чем я могу сейчас. А образ Санкт-Петербурга напоминает мне отчасти атмосферу скандинавских городов, отчасти – британских. Есть сходства с некоторыми районами Лондона или улочками в Глазго. Петербург кажется очень молодежным городом, наполненным перспективами и возможностями для реализации.

– Относите ли вы свою деятельность к креативному труду?

– Да, академическая работа – один из видов креативной деятельности, и статьи, которые я пишу и публикую – мой креативный продукт. Креативные индустрии вообще очень особенная сфера, меня привлекает ее энергия, множество новых идей, которые создаются занятой в креативных структурах молодыми людьми. Однако в большей степени я заинтересована, безусловно, в критическом осмыслении креативного труда, изучению его статуса в обществе, политической и экономической поддержки креативных работников со стороны государства. Необходимо создание новых образовательных программ для профессионализации новой сферы и стабилизации карьерных траекторий.

– Стефани, чем в первую очередь различаются креативные индустрии в России и Великобритании?

– Это большая дискуссия. Пожалуй, я могла бы выделить несколько отличий. Во-первых, разные рыночные условия в некоторых сферах: в России fashion-индустриям гораздо проще развиваться, в Великобритании же это маленький и более закрытый рынок. Также у системы креативных индустрий в России гораздо более сложная структура, в Великобритании же одним из влиятельных для данной сферы фактором является иммиграционный процесс. В дополнение, креативная среда всегда связана с понятием неравенства: в Британии значимым является расовый вопрос, о России в этом плане судить сложнее. Прослушав большое количество выступлений своих коллег на семинаре я еще раз в этом убедилась.

                                                                                     ***

 

 

– Елена Германовна, поделитесь, пожалуйста, своими мыслями по поводу семинара «Creative labour revisited»

– Было замечательно. Помещение Музея Экспериментального звука на Пушкинской полностью погружало в пространственный контекст креативных индустрий. Очень интересным оказалось послушать докладчиков, имеющих настолько разный академический бэкграунд: от молодых начинающих ученых до сложившихся в своей сфере академии исследователей. Привлекательности и разнообразия мероприятию добавила насыщенная культурная программа, полностью дополняющая тематику и атмосферу семинара.

– Какие главные отличия вы находите в практиках и организации креативного труда в России и за рубежом?

– На мой взгляд, главные отличия российского случая от того, что происходит за рубежом, объясняются структурой экономики в стране. В России экономическую систему можно считать сверхцентрализованной, что вынуждает практически всех представителей из разных сфер культурных индустрий быть в разной степени зависимыми от государства.

– Елена Германовна, что стало для вас открытием, когда вы прослушали доклады российских и зарубежных исследователей на семинаре?

– Главным открытием, пожалуй, я могла бы назвать доклад о креативных индустриях и занятости креативных работников в Новой Зеландии. Меня поразила степень коррупции и неолиберализованности, речь о них шла в одной из презентаций.

– Какие впечатления в целом остались у вас от поездки?

– Впечатления, бесспорно, остались хорошие. Помимо насыщенной академической и культурной программы семинара, я несколько часов беседовала с попутчицами-докладчицами Ольгой Гуровой и Миной Хенрикссон. Успела сходить на оперу Cosi fan Tutte в Мариинке.

 

Текст: студентка 3 курса ОП "Социология" Анастасия Меньшикова

 

Фотографии: Иоланта Скавидис