• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проекты группы

Участники НУГ реализуют исследовательский проект проект «Родительство в современной России: политика, ценности и практики».

Данный проект предполагает изучение родительства как сферы социальных изменений и инноваций в России. Второй демографический переход, плюрализация супружеских отношений и родительства находятся в центре внимания западных и отечественных исследователей. Изучаемые ими трансформации затрагивают не только отношения между супругами/партнерами, но также и родительско-детские отношения. Условно разделяют традиционное и современное родительство, полагая, что ценности и практики последнего находят все большее распространение (Bjorneberg 2001; Billari 2006; Connell, 2002; Кон, 2009; Чернова 2008). В отличие от традиционного современное родительство является многообразным, непосредственно не связано с браком и кровно-родственными отношениями между родителями и детьми.

Оно наполняется новыми ценностями, такими как стремление к самореализации, взаимопониманию и построению доверительных отношений между детьми и родителями. Содержание родительских ролей перестает быть гендерно-маркированым, приобретает договорной характер, включает многообразие поведенческих и ценностных образцов, связанных с личными предпочтениями, а также с классовыми, этническими и культурными различиями. Современное родительство становится новой проблемной областью, которая осмысляется как значимый элемент коллективной и индивидуальной идентичности которая становится точкой сборки гражданского сознания и инициатив (Drentea, Moren-Crooss, 2005; Brady, Guerin, 2010; O’Connor, Madge, 2004, 2006; Sarkadi, Bremberg, 2005).

Актуальность исследования в российском контексте обусловлена, во-первых, растущим вниманием со стороны государства к семье и детству. Родительство становится ставкой в политической игре, связанной с увеличением влияния государства в обществе (Аузан, 2006; Майофис, Кукулин, 2010; Свешникова, 2010). Пронаталистская семейная политика, пропаганда и поддержка благополучной семьи, введение ювенальной юстиции могут рассматриваться не только как декларируемая забота, но и контроль за семейным и родительским поведением граждан (Чернова, 2010; Ярская-Смирнова, 2010). Во-вторых, проблематизация родительства связана с ростом рождаемости, который отмечается в 2000-х и выявляет системные сбои функционирования государственной инфраструктуры заботы, ориентированной на поддержку семей с детьми (недостаточность мест в ДОУ, неудовлетворительное качество медицинских, образовательных услуг, реформы бюджетной сферы).

Неэффективность политики государства становится фактором формирования гражданской позиции родителей, связанной с осознанием общих проблем и возможностей их совместного решения. Родители ищут кооперации друг с другом, готовы к осуществлению низовой благотворительности и оказанию взаимопомощи (Градскова, 2010; Чернова, Шпаковская, 2011; Королева, Левинсон, 2010). Ассоциации родителей могут иметь разную степень институционализации: от зарегистрированных НКО до неформальных групп по интересам; разную тематическую направленность: от организаций по защите трудовых прав молодых матерей и движений против реформы школьной системы до групп, объединяющих приверженцев разных методик воспитания и ухода за детьми; разную степень «виртуализации»: от групп, построенных на преимущественно реальном общении до интернет-сообществ и форумов. Данный проект рассматривает родительство как сферу (вос)производства новых ценностей и практик, а также формирования сообществ, коллективной идентичности и возникновения гражданских инициатив. Такой ракурс изучения родительства является новым как для западных, так и российских социальных исследований.

Цель исследования состоит в изучении ценностей и содержания родительских ролей, а также гражданских инициатив родителей в контексте современной социальной российской политики.

Объектом исследования выступают родители, имеющие детей в возрасте от года до шестнадцати лет и проживающие в г. Санкт-Петербурге.

Реализация проекта направлена на достижение трех типов задач:

  • Теоретические задачи связаны с социологическим анализом трансформаций практик и смыслов родительства, что предполагает аналитическую работу по критическому переосмыслению западных работ и подходов в рамках гендерных исследований, социологии семьи применительно к российскому обществу.
  • Исследовательские задачи предполагают обсуждение следующих вопросов: в чем состоит специфика конфигурации ценностей и практик родительства, определяемая классовой, этнической и гендерной принадлежностью участников этих сообществ; какие ценности и практики производят и внедряют сообщества родителей; какова роль сообществ родителей в создании социального капитала и решении тех актуальных проблем, с которыми сталкиваются современные родители в сфере образования, медицины, занятости; выявить точки разрывов и совпадений между государственными поддержками, предоставляемыми семьям с детьми, и существующими потребностями граждан с семейными обязанностями.
  • Образовательные задачи заключаются в практическом обучении студентов навыкам проведения социологического исследования, работе в команде и организационным навыкам, которые в дальнейшем ими могут быть использованы не только в сфере науки, но и бизнеса, государственного управления и НКО.Студенты будут включены во все этапы исследовательского цикла: от разработки дизайна исследований, постановки целей и задач исследования до сбора и обработки полученных данных, анализа материалов исследования, написания отчетов и статей по результатам работы, устной презентации исследовательского проекта на научных конференциях и семинарах. С самого начала работы группы студенты, входящие в ее состав, будут рассматриваться в большей степени как коллеги, нежели чем как стажеры и ученики. Формат взаимодействия между участниками группы будет построен на принципах равенства и академического творчества.

Информационную базу исследования составят как количественные, так и качественные данные: 1) база данных о ценностях и содержании родительских ролей, полученная в результате проведения репрезентативного опроса родителей С-Петербурга (размер выборки 2000 человек); 2) транскрипты интервью с родителями о практиках воспитания; месте и ценности родительства в индивидуальном жизненном проекте; проблемах, возникающих при осуществлении родительских обязанностей; желаемых поддержках со стороны государства, работодателя, НКО (30 лейтмотивных интервью); 3) интервью с организаторами и участниками организаций с целью выявить практики исследуемых групп, а также смыслы, значения, идеологии родительства (вос)производимые внутри сообществ (20 лейтмотивных интервью); 4) публикации прессы по проблемам современного родительства с целью реконструировать публичный дискурс и официальную идеологию родительства (за 2007-2011 гг.) с помощью инструментов и программных возможностей  базы  INEGRUM;   5)  базы данных РиДМиЖ (НИСП), RLMN (ВШЭ).

Сроки реализации проекта  01.11.2011 - 20.10.2012 г.

Проект направлен на достижение следующих результатов:

  • Предполагаемым теоретическим результатом будет являться разработка объяснительных моделей современного родительства и гражданского участия в сообществах родителей. Разработанные модели будут представлять теорию среднего уровня, которая базируется на критическом переосмыслении западных работ и подходов в этой области, а также актуальных эмпирических данных, позволяющих описать специфику российской ситуации.
  • Исследовательские результаты проекта буду представлены собранными эмпирическими данными и их анализом. По результатам количественного исследования будут построены модели родительского поведения, связанного с воспитанием и образованием детей в зависимости от количества детей в семье, возраста детей, социально-демографических характеристик родителей. Результаты количественного исследования будут верифицированы и дополнены результатом качественного исследования, которые позволят сделать выводы о смыслах и значениях родительства в обыденном сознании респондентов, ценности и практики родительства в контексте индивидуальных биографий, а также актуальном социально-политическом контексте. Кроме того, будет выявлен репертуар коллективных действий и гражданских инициатив, направленных на преодоление несовпадений между реальными потребностями родителей и поддержками, предоставляемыми со стороны государства и работодателя.
  • Образовательные результаты реализации проекта заключаются в том, что студенты-участники группы усовершенствуют знания основных теоретических подходов к анализу родительства, семьи, социальной политики, познакомятся с базовыми текстами в данной исследовательской области, усовершенствуют навыки работы с количественными и качественными методами социологического исследования, а также навыки написания аналитических работ и устной презентации результатов исследований.

Предполагаемое использование научных результатов в деятельности НИУ ВШЭ:

  • Результаты проекта будут использованы преподавателями-участниками проекта в лекционных курсах по социальной и семейной политике, социальной стратификации, гендерным исследованиям, качественным и количественным методам социологического исследования. 
  • Материалы проекта и обобщающие их результаты будут использованы студентами-участниками НУГ при написании курсовых, бакалаврских и магистерских работ.
  • Коллектив НУГ также предполагает налаживать связи с экспертными структурами, органами городского управления, занятыми реализацией политикой в области детства, а также родительскими НГО, что позволит сформировать экспертный центр на базе НИУ ВШЭ по семейной и социальной политике.
  • Результаты проекта буду представлены в форме статей в научных журналах, а также на аналитических Интернет ресурсах, которые будут подготовлены преподавателями и студентами НУГ, а также выступлений на всероссийских и международных конференциях участников НУГ.

Проект «Город дружественный семье: доступность городского пространства для родителей с детьми».

Город является публичным пространством, в котором сталкиваются и реализуются интересы различных социальных групп. Данный проект фокусируется на доступности городского пространства для родителей с малолетними детьми. Ряд исследований, посвященных практикам и ценностям родительства в современной России, проведенных в НИУ ВШЭ, показывает, что городское пространство г. Санкт-Петербурга является труднодоступным и не отвечающим потребностям родителей с маленькими детьми. Данная проблематика активно обсуждается активистами родительских общественных организации и ассоциаций, участниками родительских форумов, а также некоторыми городскими и районными СМИ, освещающих проблемы родительства в Санкт-Петербурге.

Молодые матери и отцы активно обсуждают малодоступность городской среды и пытаются привлечь внимание к тому факту, что городская инфраструктура исключает возможность свободного перемещения родителей (отсутствие пандусов для въезда детских колясок, лифтов в метро и въездов в общественный транспорт, пеленальных столиков в туалетах в общественных местах и кафе). Для того, чтобы преодолеть пространственную замкнутость и с ней связанное социальное исключение, родители вырабатывают ряд стратегий повышения собственной мобильности. Проблема доступности городской инфраструктуры рассматривается в качестве одного из направлений семейной политики как на уровне города, так и на уровне муниципалитетов.

Проект будет носить акционисткий характер и выполнен в духе публичной социологии.

Цели. Проект направлен на достижение целей, как исследовательского, так и акционисткого характера:

  • Исследовательские цели связаны с изучением доступности городского пространства для родителей с малолетними детьми, городской и муниципальной политики развития городской инфраструктуры, отвечающей потребностям семьей с малолетними детьми, а также родительских стратегий преодоления пространственной ограниченности и повышения внутригородской мобильности;
  • Акционисткие цели предполагают формирование информационной среды для привлечения внимания к проблемам пространственной мобильности родителей внутри города и повышения социальной привлекательности создания городской семьи дружественной семье.

Задачи проекта. В рамках проекта для достижения поставленных целей планируется выполнение следующих задач:

  • Изучить реализацию семейной политики на городском и муниципальном уровне для того, чтобы реконструировать позицию государства и институтов выборной власти в этом вопросе;
  • Проанализировать восприятие городского пространства родителями, имеющими малолетних детей, выделить барьеры, препятствующие внутригородской мобильности родителей и способы их преодоления для того, чтобы определить точки разрывов и совпадений потребностей горожан с детьми и городской политики;
  • Акционисткое направление данного проекта предполагает создание интеренет-ресурса, основным содержанием которого будет являться интерактивная карта, на которой пользователи смогут сами отмечать легко и труднодоступные для семей с детьми места (государственные учреждения, культурно-досуговые центры, специализированные магазины товаров для детей, парки и детские площадки, кафе, паркинги и пр. ), а также заносить информацию и оставлять комментарии о доступности/недоступности городского пространства для родителей с детьми. Ресурс будет рекламироваться и популяризироваться путем публикации информации о нем на родительских форумах, в районных и городских СМИ. Кроме этого будет организован семинар для обсуждения результатов исследования и распространения информации о созданном ресурсе. В работе семинара примут участие представители муниципалитетов, СМИ, городского правительства и профильных комитетов, а также представители городских общественных организаций родителей.

Целевые группы проекта. Предполагается, что проект будет выполнен в духе публичной социологии, поэтому его целевой аудиторией будет являться не только академическое сообщество, но и общество. В широком смысле внимание общественности, а также жителей города Санкт-Петербурга к проблемам родителей и организации городской среды. Предполагается, что проект также поможет родителям, имеющих малолетних детей получать информацию о легко/трудно доступных районах, местах, учреждениях и т. п., участвовать в выработке городской политики по формированию городской инфраструктуры. В более узком смысле целевой группой проекта будут являться чиновники, представители муниципалитетов и городской администрации, от деятельности которых зависит организация и благоустройство городского пространства, а также активисты общественных организаций, участвующие в формировании актуальной политической повестки дня. Проект будет способствовать налаживанию коммуникации между городскими чиновниками и жителями города Санкт-Петербурга.

Методы. Для исследования доступности городского пространства городской и муниципальной политики развития инфраструктуры, дружественной семьи, а также стратегий преодоления родителями существующих пространственных барьеров и ограничений, будет использована батарея методов. 1) полуструктрированные интервью с родителями: 25 интервью; 2) анализ материалов родительских интернет-форумов; 3) анализ материалов городских и муниципальных СМИ, посвященных проблемам доступности городского пространства для родителей и детей за последние два года.

Результаты. Результаты исследования будут отражены в статьях, опубликованных в профессиональных социологических журналах, а также на информационно-аналитических электронных ресурсах Интернет. Всего предполагается опубликовать 2 академические статьи в профессиональных журналах, посвященных проблематике организации городской среды с точки зрения ее доступности для родителей; а также 3 статьи научно-публицистического характера на информационно-аналитических ресурсах, таких как polit.ru;cogita.ru.

Результатом акционисткой части проекта будет являться интерактивная карта г. Санкт-Петербурга "Город дружественный семье и детям", которая поможет привлечь внимание представителей городских властей и самих горожан к проблемам доступности городской инфраструктуры. 

Оба направления действий (исследовательское и акционисткое) данного проекта будут являться взаимодополняющими. Интерактивная карта будет также использована для получения информации об использовании и восприятии городского пространства родителями Санкт-Петербурга, а материалы интервью и СМИ помогут скорректировать дизайн интерактивного сайта-карты.

В 2014 году участники НУГ реализуют исследовательский проект: «Семья как субъект/объект консервативной мобилизации».  Данный проект является продолжением предыдущего исследования, проводимого НУГ ССН «Родительство в современной России: политика, ценности и практики». В центре внимания исследовательского коллектива находятся семья и родительство как сфера социальных изменений. Происходящие в последнее время трансформации носят не только либеральный характер, направленный на индивидуализацию, плюрализацию форм супружеских и детско-родительских отношений, но и возрождение консервативно-охранительной идеологии и традиционных моделей брачно-репродуктивного поведения. Конкуренция этих идеологий находит отражение в символической борьбе за формирование нормативных моделей в семейной сфере. 

Актуальность исследования в современном российском контексте обусловлена, во-первых, изменением политического дискурса, направленного на усиление консервативного тренда, в рамках которого происходит политизация вопросов связанных с брачно-репродуктивным поведением граждан. Яркими примерами в данном случае выступают недавние кампании, направленные на ограничение репродуктивных прав женщин, против введения ювенальной юстиции, регулирование сексуальности. Во-вторых, консервативная мобилизация в сфере семьи и родительства связана с демографическим контекстом современного российского общества, а именно с  проблемой снижения уровня рождаемости, попытками поиска преодоления «русского креста» (Вишневский, 2012; Захаров, 2004; Малева, Синявская, 2006; Rivkin-Fish, 2005, 2010). В-третьих, институциональный дизайн и инструменты семейной политики в современной России сконцентрированы на монетарных поддержках родительства, уделяют меньшее внимание развитию инфраструктуры заботы о детях, а также оставляют на периферии внимания государства социальные и экономические проблемы родителей, такие как социализация в новой родительской роли, социальная изоляция женщин в период активного материнства, снижение конкурентоспособности молодых матерей на рынке труда (Чернова, 2012, 2013; Шпаковская, 2012, 2013; Ярская-Смирнова, 2010). В-четвертых, консервативная идеология, направленная на формирование и поддержание мифа о благополучной многодетной семье, которая входит в противоречие с наследием советского гендерного проекта эмансипации женщин (Здравомыслова, Темкина, 2003; Темкина, Роткирх, 2007; Печерская, 2012). Такого рода актуализация консервативных тенденций является новым социальным феноменом для постсоветского общества и требует глубокого социологического осмысления: акторов, идеологий и стратегий данного процесса.

Целью исследования является социологическая концептуализация консервативной модернизации современного российского общества, как сложного смыслового поля, в рамках которого действуют различные акторы, и в результате их конфликтов и переговоров происходит формирование нормативного образца семьи, представлений о правильном родительстве.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • концептуализировать понятия консервативной мобилизации, продемонстрировать возможности данной аналитической категории для изучения сферы семьи и родительства в современной России;
  • определить основных социальных акторов консервативной мобилизации и реконструировать их диспозиции в дискурсивном поле семьи и родительства;
  • определить основные этапы формирования консервативной мобилизации в современном российском обществе, концептуализировать ее специфику, выделив основные смысловые контексты;
  • проанализировать гендерные  аспекты и последствия консервативной мобилизации в сфере семьи и родительства;
  • выявить факторы, влияющие на консервативные модели семейного и родительского поведения;
  • проанализировать репертуар индивидуальных и коллективных действий акторов консервативной мобилизации.

Информационную базу исследования  составят как количественные, так и качественные данные: 1) базы данных РиДМиЖ (НИСП), RLMN(ВШЭ); 2) транскрипты интервью с родителями, придерживающихся традиционных ценностей при воспитании детей; проблемах, возникающих при осуществлении родительских обязанностей; желаемых поддержках со стороны государства, работодателя, НКО, религиозных организаций (30 лейтмотивных интервью); 3) интервью с организаторами и участниками консервативных организаций,  представителями РПЦ,  социальными работниками (25 лейтмотивных интервью); 4) публикации прессы по проблемам традиционных семейных ценностей с целью реконструировать публичный дискурс и официальную консервативную идеологию (за 2012-2014 гг.) с помощью инструментов и программных возможностей базы INEGRUM.

Сроки реализации проекта 01.01.2014 – 20.12.2014 г.

Проект направлен на достижение следующих результов:

  • Научно-исследовательская: индивидуальные и коллективные исследования, осуществляемые участниками НУГ ССН, способствует формированию междисциплинарного теоретического синтеза проблем социологии семьи и родительства,
  • Экспертная: результаты как предыдущего, так и  данного проекта НУГ ССН, посвященные проблеме семьи и родительства в современной России могут быть использованы при планировании, реализации семейной политики как на федеральном, так и на региональных уровнях. В работе будут обозначены ориентиры для оптимизации деятельности министерств, ведомств, учреждений социальной сферы и социальной защиты населения, средств массовой информации, общественных объединений и движений, предоставляющие возможность принимать более эффективные решения при разработке соответствующих стратегий и механизмов реализации семейной политики на федеральном и региональном уровнях с позиций межсекторного взаимодействия и социального партнерства. Результаты работы НУГ ССН по данному проекту выступят ресурсом для консолидации усилий исследователей, субъектов законодательной, исполнительной власти, специалистов и сообществ в решении проблем, с которыми сталкиваются родители в своей повседневной жизни.
  • Образовательная: данные полученные в ходе реализации коллективного проекта будут инкорпорированы преподавателями-участниками НУГ ССН в учебно-образовательный процесс, войдут ряд  курсов, которые они читают для бакалавров и магистров социологического факультета НИУ ВШЭ Санкт-Петербург.

Результаты проекта буду представлены в форме статей в научных журналах, а также на аналитических Интернет ресурсах, которые будут подготовлены преподавателями и студентами НУГ, а также выступлений на всероссийских и международных конференциях участников НУГ.