• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мария Сафонова вернулась из стажировки в Университете Любляны

Мария Сафонова прошла стажировку на факультете социальных наук  Университета Любляны. Это место для стажировки было выбрано не случайно. На данный момент сетевой анализ (SNA) является предметом научного и педагогического интереса Марии, она активно использует его в своих исследованиях и даже преподает одноименный курс на бакалаврской программе НИУ ВШЭ СПб.

Мария Сафонова прошла стажировку на факультете социальных наук  Университета Любляны. Это место для стажировки было выбрано не случайно. На данный момент сетевой анализ (SNA) является предметом научного и педагогического интереса Марии, она активно использует его в своих исследованиях и даже преподает одноименный курс на бакалаврской программе НИУ ВШЭ СПб.

Сетевой анализ – это математизированная группа исследовательских методов, область знаний, которая развивается с невероятной скоростью, поэтому постоянное повышение квалификации и изучение новых методов и техник работы с программ для SNA просто необходимо. В развитии и усовершенствовании сетевого анализа участвуют группы ученых из самых разных точек земного шара, предлагая свои алгоритмы и программы для анализа данных, и одной из таких точек на мировой карте сетевого анализа – является Любляна, поскольку профессор факультета математики и физики Университета Любляны Владимир Батагель создал программу для анализа сетевых данных под названием «Pajek» («паук»), которая в 2013 году была признана лучшей для работы с большими сетевыми базами. Основная задача, которую поставила себе Мария перед началом стажировки - научиться работе с этой программой. Обучение проходило в рамках ежегодной Летней школы по методам и техникам исследования, организуемой Факультетом социальных наук Университета Любляны.

Мария Сафонова:

«У участия в Летней школе есть несколько больших преимуществ. Во-первых, вы попадаете на курс, где кроме Вас есть молодые исследователи (они обычно являются PhD-студентами либо недавно получили степень и работают в каком-то проекте) из разных стран – в нашей группе были исследователи из США, Бельгии, Италии, Канады, Великобритании. У них с вами – схожие исследовательские задачи и проблемы, есть возможность их обсуждать и завязывать отношения.

Я была на нескольких летних школах, но именно в этом году в Любляне познакомилась с очень полезным приемом, который организаторы назвали «Monday Mix».  В первый день работы школы расписание организовано таким образом, чтобы Вы при желании могли посетить вводные лекции к нескольким курсам. Такой «Monday Mix» очень полезен для вас по двум причинам. Он полезен для исследователей, поскольку вводные лекции помогают расширить методический кругозор, и понять, где есть пробелы, которые требую вмешательства. Он полезен и для преподавателей, поскольку в рядах преподавателей на летней школе задерживаются те, кто не только хорошо знает методы анализа, но умеет их объяснять, поэтому заимствование их педагогических приемов очень полезно.

Традиционным образом, оргкомитет школы заботится не только об академической, но и о так называемой «социальной» программе, которое нацелена на то, чтобы предоставить «ученикам» Летней школы возможность проводить друг с другом как можно больше свободного времени (хотя его не очень много, так как помимо лекций и практикумов необходимо делать практические домашние задания). Совместный досуг должен способствовать созданию приятельских отношений, которые потенциально могут перерастать в коллегиальные в академическом будущем. По вечерам, после окончания занятий, для «академических школьников» организуют регулярные экскурсии по историческому центру Любляны и разные другие события – например, походы в местные артистические сквоты (это был интересный для меня как для руководителя НУГ «Исследования креативного города» опыт), “pub run” (коллективный поход в самые интересные бары)». 

За время стажировки Мария также приняла участие в двух крупных международных конференциях: в Ежегодной конференции Европейской ассоциации социальных обследований (Fifth Conference of the European Survey Research Association, ESRA, с докладом, основанном на данных исследования, которое проводилось при поддержке НИУ ВШЭ в 2009-2010 году, и посвященном тем смещениям («status bias») в опросных данных, которые создает статусное измерение при ответе на сетевой блок анкеты; и в конференции Европейской социологической ассоциации в Турине (European Sociological Association (ESA) 11th Conference: Crisis, Critique and Change) с двумя докладами, основанных на материалах текущих проектов, над которыми сейчас ведется работа: доклад об академических сетях на секции по социологии науки, и доклад о культурном капитале на секции по культурном потреблению.