• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Секция ЦМИ на XV Апрельской конференции по проблемам развития экономики и общества

С 1 по 4 апреля в Москве состоялась XV Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества», объединившая социальных ученых со всей России и из-за рубежа. Центр молодежных исследований был представлен на конференции секцией «Социальные изменения и молодежь», прошедшей под началом директора ЦМИ Елены Омельченко.

С 1 по 4 апреля в Москве состоялась XV Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества», объединившая социальных ученых со всей России и из-за рубежа. Центр молодежных исследований был представлен на конференции секцией «Социальные изменения и молодежь», прошедшей под началом директора ЦМИ Елены Омельченко.

Секцию открывал доклад Яны Крупец «Молодежь Санкт-Петербурга и Ульяновска: За пределами единой гражданской идентичности».

Яна Крупец: «Я делала доклад по результатам нашего проекта прошлого года “Гражданственность – смыслы и практики”, поддержанного Центром фундаментальных исследований Высшей школы экономики. Основные научные результаты были представлены по материалам 50 глубинных интервью с молодыми профессионалами Петербурга и Ульяновска. Несмотря на то, что я делала доклад одна, представленные результаты являются плодом коллективного труда нашего Центра; в частности, анализом интервью, кроме меня, занимались Надя Нартова, Елена Омелчьенко и Гюзель Сабирова. Я сфокусировалась на трех вопросах: как молодые люди определяют для себя, что значит быть гражданином, как они себя видят в роли гражданина и как они включаются в практики гражданского участия. Также я коснулась исследования их миграционных планов, т.е. их готовности уехать в другие города России или за рубеж. Выяснилось, что в Ульяновске молодежь более ориентирована на переезд в другие города России, в то время как в Петербурге люди хотят переезжать гораздо меньше внутри России, но при этом в нем чуть выше доля тех, которые хотят уехать за границу. Однако, в целом, и ульяновцы, и петербуржцы не очень хотят уезжать из своих городов.

Вопросов от аудитории было достаточно много. Так как молодые профессионалы рассматривались нами в рамках отчета как достаточно недифференцированная группа, закономерный вопрос был, не строили ли мы каких-либо типологий молодежи. На что я ответила, что молодежь, конечно, разная, но на данный момент по молодым профессионалам у нас готовых типологий. Были комментарии и по теоретической части доклада, где выводилось определение “гражданственности”. Указывали на то, что нужно рефлексивно относиться к этому понятию, т.к. у нас в русском языке гражданство – это термин, который не отражает всех тонкостей, которые есть, к примеру, в английских словах “citizenship” или “civil”».

Далее прозвучали доклады Любови Борусяк «Реклама (не)безопасного секса как зеркало политических изменений в стране» и Сары Спенсер «Studying the Converse of Social Change: A Theoretical Synthesis». Секция завершилась докладом Елены Омельченко «Солидарности и культурные практики российской молодежи начала 21 века: Теоретический контекст и эмпирические находки».

Елена Омельченко: «ЦМИ развивает солидарный подход, позиционирующийся как альтернативный субкультурному и постсубкультурному взгляду на молодежь. Мы предлагаем перенести исследовательский фокус с “формы”, с жестких стилевых идентичностей к “субстанции”, “материальности”, т.е. перейти к анализу культурных практик и повседневных коммуникаций молодежи. Если не ограничиваться измерением молодежи только стилевыми особенностями, а обратиться к стержневым ценностям или общественно-значимым дискуссиям, то можно усмотреть специфические сообщества, которые формируются, явно или неявно, вокруг разделяемых или отвергаемых в данном обществе ценностей. Это позволит уделить внимание т.н. “буферным зонам”, коллективностям, занимающим промежуточное положение между субкультурным ядром и мейнстримом, между “нормальной” и “продвинутой” молодежью. Первая буферная культура появилась в 80-е гг., это были рейверы. Сейчас подобной буферной культурой мы называем тех же хипстеров. Фактически у каждой субкультуры есть свои подобные переходные зоны. Надо отметить, что буферные зоны – это не столько имитация “настоящих” субкультур, сколько именно особая миксовая, промежуточная форма культурного молодежного сообщества, нуждающаяся в собственной исследовательской оптике, коей как раз является солидарный подход».

Подготовил Максим Кудряшов