• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Женевьев Зубжицки проиллюстрировала эволюцию национализма, религии и секуляризма в Квебеке и Польше

28 мая Женевьев Зубжицки, профессор социологии Мичиганского университета, приняла эстафету выступления на регулярном методологическом семинаре «Соц Up » ЦМИ и стала вторым приглашенным докладчиком. В рамках мероприятия были проанализированы траектории развития отношений между религией, национализмом и секуляризмом в Квебеке и Польше после ненасильственных революций.

28 мая Женевьев Зубжицки, профессор социологии Мичиганского университета, приняла эстафету выступления на регулярном методологическом семинаре «Соц Up » ЦМИ и стала вторым приглашенным докладчиком. В рамках мероприятия были проанализированы траектории развития отношений между религией, национализмом и секуляризмом в Квебеке и Польше после ненасильственных революций.

Следуя причинно-следственный логике повествования, Женевьев Зубжицки начала тематическое выступление с описания политического, социального и культурного контекстов государственных трансформаций в двух случаях, а также проиллюстрировала последствия и особенности этих трансформаций. В продолжение лекции профессор социологии представила вниманию аудитории анализ дискурсов, проистекающих в современном публичном пространстве и завершила выступление предположениями о перспективах развития отношений между религией, национализмом и секуляризмом.

Как отметила Женевьев Зубжицки, при сравнении социальных и государственных трансформаций в Квебеке и Польше обнаруживается, что различия в большей степени определяют отношения между религией и национализмом, чем сходства.

К общим чертам можно отнести историческую значимость католицизма в конструировании национальной идентичности, ненасильственный характер революций и постреволюционное определение коллективной идентичности через противопоставление этнических и религиозных принципов гражданским и антиклерикальным.

Фундаментальное различие проявляется в характере отношений между политической и религиозной сферами накануне и после переломного момента. Если в Квебеке церковь была тесно связана с государством до Тихой революции и подвергнута остракизму после, то в Польше церковь не имела доступа к власти в социалистическом государстве до Бархатной революции и начала активно покорять публичное пространство после нее. Интересно то, что в Квебеке религия стала восприниматься как иго, а переход к атеистической идентичности как освобождение, и, наоборот, в Польше избавление католической церкви от государственного контроля  начало ассоциироваться с независимостью польской нации.

Женевьев Зубжицки акцентировала внимание аудитории на том, что сложный процесс построения антиклерикальной, атеистической национальной идентичности жителей Квебека и религиозной национальной идентичности жителей Польши проходит внутри государств, регламентированных как светские. Однако коллективное национальное самоопределение отдаляет каждый из случаев от идеального типа нондискриминирующего секуляритивного политического устройства.

Важность религии в конструировании польской идентичности приводит к тому, что католическая церковь, с одной стороны, имеет широкий доступ к медиа каналам, а с другой стороны, публично транслирует свое отношение к политическим и социальным явлениям и процессам, тем самым формируя общественное мнение посредством консервативных и популистских маркеров. Данная тенденция приводит к дискриминации религиозных и сексуальных меньшинств.

Формирование антиклерикальной идентичности населения Квебека привело к противоположной ситуации вытеснения любых религиозных символов и практик из публичного пространства. Нерелигиозность, позволившая нации создать новый образ «Мы», символически отстраниться от недавней дискриминации, теперь становится причиной ущемления прав религиозных меньшинств.

Изучив дискурсивное поле вокруг секуляризма Квебека и Польши, Женевьев Зубжицки выделила артикулируемые стратегии построения светского государства для каждого из случаев.

Стратегии в Польше:

  • Противодействие церкви через формальные политические каналы. 
  • Нейтрализация влияние церкви на государство и общественное мнение через содействие религиозному разнообразию

Стратегии в Квебеке:

  • Обеспечение всеобщего равенства перед законом и запрет религиозной символики в государственных институциях и публичных пространствах (радикальный секуляризм).
  • Повышение уровня толерантности к  религиозным меньшинствам и их символике путем возведение католических символов и объектов в статус культурного достояния и возвращения их в публичную сферу.

Профессор Мичиганского университета выразила опасение, что дискриминация меньшинств в каждом из случаев усилится, если граждане и государство останутся бездеятельны или же выберут радикальную позицию. 

В заключительной части лекции Женевьев Зубжицки отметила, что рассмотренные случаи доказывают неоднозначность взаимного влияния религии, секуляризма и национализма в условиях трансформирующегося общества. Сложно предсказать, в каком случае религиозная и антиклерикальная идентичности трансформируются одна в другую, однако, как показывают секуляритивные стратегии Квебека и Польши, религия может использоваться как инструмент  построения нондискриминирующего светского государства.  Существует мнение, что религиозность и секуляризм служат этнонациональным маркером, и именно национализм – ключевой фактор в понимании целей и места религии в политики.

Доклад и презентация Женевьев Зубжицки вызвали неподдельный интерес у аудитории. После лекции прошло интерактивное обсуждение, которое постепенно переместилось в непринужденной обстановку   чаепития в Центре. 

Видео-версия доклада Женевьев Зубжицки