• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пятая reading-group была посвящена модернизирующей силе потребления

В пятницу, 6 июня, завершился цикл reading-group по направлению «Потребление», которые проводились в рамках проекта ЦМИ “Молодежные солидарности и поколения XXI века: ценность труда и потребления”.  Сотрудники Центра обсудили феномены  просьюмеризма и политизированного потребления в современном обществе.

В пятницу, 6 июня, завершился цикл reading-group по направлению «Потребление», которые проводились в рамках проекта ЦМИ “Молодежные солидарности и поколения XXI века: ценность труда и потребления”.  Сотрудники Центра обсудили феномены  просьюмеризма и политизированного потребления в современном обществе.

Теоретической предпосылкой дискуссии стали статьи, подготовленные модератором reading-group, научным сотрудником ЦМИ, Эльвирой Ариф. Публикация "Trust, participation and political consumerism among Brazilian youth" (авторы: Livia Barbosaa, Fátima Portilho, John Wilkinsonb, Veranise Dubeux) осветила вопрос политизации современного потребления, которая проявляется в распространении специфических практик, направленных на прямое изменение рынка товаров и услуг без посредничества государства. Авторы сосредоточили внимание на особенностях потребительского поведения молодежи в Бразилии. В фокусе двух других статей находился просьюмеризм – тенденция современных акторов рынка одновременно совмещать роли потребителей и производителей. В работе "Production, Consumption, Prosumption The nature of capitalism in the age of the digital ‘prosumer’" (авторы: George Ritzer, Nathan Jurgenson) были проанализированы факторы, способствующие просьюмеризму, а также приведены теоретические предпосылки возникновения самого концепта. Авторы выносят на повестку вопрос, отражает ли описанный феномен эволюцию капитализма в традиционном понимании, или же он окажется лишь новой вариацией потребительского поведения, подвластного законам рыночной экономики. В статья "Prosumption awareness among young consumers" (авторы: E Ziemba, M Eisenbardt) были проиллюстрированы результаты эмпирического исследования просьюмеризма среди молодежи.

Авторы первой работы заключили, что на степень политизации потребления влияет не только диффузия постматериальных ценностей и уровень доверия к государственным институтам, но и ключевые агенты и практики повседневности. Так, молодые бразильцы не являются активными субъектами политизированного потребления, поскольку, с одной стороны, часть его функций берет на себя семья, с другой стороны, граждане страны традиционно верят в силу коллективного, а не индивидуального действия.

Исследователи современного просьюмеризма утверждают, что его актуализация связана с масштабным распространением интернета. Потребители берут на себя роль производителей, прежде всего, в отношении информационных товаров и услуг. Уровень участия молодежи в просьюмеристских практиках, когда "покупатель" является соавтором продукта, модернизирует его, или создает что-либо новое, оказался значительно ниже пассивного потребительского поведения.

Участники reading-group во время обсуждения провели аналогию между молодым поколением Бразилии и России, основываясь на результатах проекта MyPlace. Однако в контексте нашей страны связь между бизнесом и потребителями находится под доминирующим влиянием политических институтов, наделенных властью, что необходимо учитывать в дальнейшем исследовании.

Из рассмотренных статей тема просьюмеризма юношей и девушек оказалась наиболее актуальной в рамках проекта ЦМИ. Однако сам концепт «просьюмеризм» показался непроработанным: в частности, не было рассмотрено, как культурный и национальный контексты влияют на форму, в которой будет проходить взаимосвязанное потребление и производство. Участники reading-group решили проанализировать просьюмеристское поведение российской молодежи в интернете, предварительно познакомившись  в рамках reading-group по направлению «Труд» с исследованиями эксплуатации потребителей в сети.

В среду, 11 июня, пройдет обсуждение гайда интервью, составленного по результатам reading-group, посвященных потреблению. Reading-group  по направлению «Труд» будут возобновлены 20 июня, в пятницу. 

 

Первая reading-group по направлению "Потребление"

Вторая reading-group по направлению "Потребление"

Третья reading-group по направлению "Потребление"

Четвертая reading-group по направлению "Потребление"

 

Подготовила Оксана Контарева