• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Презентация сборника «Pro Тело: Молодежный контекст»

19 апреля 2014 года в книжном магазине «Порядок слов» состоялась презентация сборника статей «Pro Тело: Молодежный контекст», ставшего плодом многомесячного труда научного коллектива Центра молодежных исследований.

19 апреля 2014 года в книжном магазине «Порядок слов» состоялась презентация сборника статей «Pro Тело: Молодежный контекст», ставшего плодом многомесячного труда научного коллектива Центра молодежных исследований.

...Астронавт терпит крушение на незнакомой планете. Вдруг он обнаруживает, что в его сознание вторглись духи погибших народов, много тысячелетий назад населявших планету. Теперь они будут вести битвы за то, чтобы овладеть телом незадачливого астронавта.

Это фабула рассказа Брэдбери «Уснувший в Армагеддоне». Подобный сюжет постоянно воспроизводится в окружающем нас социальном пространстве, где властные дискурсы и социальные институты развертывают битвы за молодежные тела, рассматривая их как территорию, которую нужно захватить и подчинить. Почему это происходит? Кто побеждает? Используют ли молодежные тела какие-либо тактики сопротивления?..

Такими (и не только) вопросами задавались ученые Центра молодежных исследований. На протяжении многих месяцев они проводили полевые исследования телесности современной городской молодежи. Результаты этих исследований сконцентрированы в сборнике «Pro Тело: Молодежный контекст», презентация которого состоялась 19 апреля 2014 года в книжном магазине «Порядок слов». Мероприятие посетили читатели, завсегдатаи магазина, коллеги-социологи и друзья Центра молодежных исследований, в том числе профессор прикладной политологии ВШЭ Владимир Костюшев, который отметил, насколько качественную, тяжелую и увлеченную работу проделали сотрудники Центра, поздравил коллег «с замечательным результатом замечательного проекта» и пожелал не менее замечательного продолжения.

 

 

Сборник вышел в конце прошлого года в петербургском издательстве «Алетейя» в серии «Качественные методы в социальных исследованиях» и посвящен памяти одного из его авторов – стажера-исследователя ЦМИ Анастасии Миньковой, ушедшей из жизни 28 июля 2013 года. В сборник вошли 10 статей, которые были подготовлены по результатам проекта «Между дисциплиной и экспериментом: Телесные режимы молодежи в повседневной жизни в современных российских социо-экономических условиях», поддержанного программой «Учитель – ученики» Научного фонда НИУ ВШЭ (номер гранта 11-04-0038).

Две открывающие сборник статьи посвящены анализу представлений молодежной телесности в российских массмедиа. Первая статья написана Дарьей Кривонос, которая дала анализ репрезентаций возрастных идентичностей в доминирующих российских телевизионных дискурсах. С одной стороны, молодость репрезентируется в них и как ценный телесный ресурс, и как аффективное «тело-инстинкт»; с другой – взрослость квалифицируется одновременно и как (желательное) состояние, когда разум полностью контролирует тело, и как (нежеланное) состояние телесного угасания. Вторая статья – работа Дарьи Литвиной – посвящена анализу высокорейтинговой печатной прессы, которая проблематизирует молодежное тело как неуправляемое и требующее взрослого контроля.

Рита Кулева исследовала практики обращения с одеждой учащихся средних учебных заведений и пришла к выводу, что молодые люди используют ее по преимуществу как средство стушевать классовые, возрастные и гендерные различия. При этом пространство для экспериментирования в области стиля крайне узкое, и достаточно легко быть из него исключенным.

Алексей Зиновьев, изучив молодежные спортивные практики, продемонстрировал, что в равных структурных условиях молодежь рабочего класса совершает разные спортивные выборы (нерегулярные/регулярные самостоятельные занятия, альтернативные виды спорта или вообще отказ от спорта), что обусловлено по большей части родительским воспитанием.

Наталья Федорова показала, что уход за телом, практикующийся молодыми людьми, во-первых, требует особой социальной компетенции и рефлексии; во-вторых, осуществляется не для поддержания чистоплотности в смысле общераспространенной концепции здоровья, а для создания привлекательного тела, которое становится средством успешной социальной коммуникации.

Надя Нартова обрисовала, как молодые люди конституируют здоровое тело сквозь призму соматического благополучия. Лечение заболевшего тела строится ими через культурные традиции и семейные практики обращения со здоровьем, но не через апелляцию к профессиональной медицине. К ней обращаются только тогда, когда у индивида не хватает компетенций для решения проблемы. Автор оставила открытым вопрос, чем это может быть вызвано: социоэкономическим разрывом со средним классом и его медикализированным контролем – или же попыткой сопротивления медицинской гегемонии и стремлением сохранить свою телесную автономию?..

 

Анастасия Минькова изучала пищевые практики российской молодежи, указав на оппозицию «домашняя» еда/фастфуд. В то время как «домашняя» еда полагается полезной и калорийной, фастфуд – вредным и вкусным. Потребление фастфуда осуществляется молодыми людьми как нарушение родительского запрета и имеет не столько собственно пищевое, сколько символическое значение, давая едоку возможность почувствовать себя частью глобального сообщества потребителей.

В фокусе внимания Анны Фоминой оказалась «хореография беспокойства» – специфические способы разрешения страхов в городском пространстве. В своем тексте Анна выявила, как молодые люди формируют целый ансамбль практик, сопряженных с регламентацией пространств, времени и тела, для избегания возможных опасностей в городе.

Эльвира Ариф анализировала способы употребления психоактивных веществ в молодежной среде. Пероральный и назальный способы являются доминирующими и считаются более «естественными», противополагаясь внутривенному способу как оставляющему на теле отметины и «ненормальному», ведь «успешный» потребитель психоактивных веществ не должен иметь на себе никаких знаков, которые позволили бы стороннему наблюдателю заподозрить в нем «наркомана».

Завершает сборник статья Елены Омельченко, в которой она обращается к сексуально-гендерному измерению молодежного тела, подмечая изменение социально-эмоционального контекста сексуального дебюта. С одной стороны, молодые люди склонны «несерьезно» относиться к инициации, обесценивать ее «сакральность», а с другой – описывают свой первый опыт как глубоко эмоциональное, значимое переживание. В любом случае, сексуальные практики современных юношей и девушек все меньше становятся связанными с репродуктивным поведением и все больше превращаются в автономное пространство личного телесного опыта.

Подготовил Максим Кудряшов

Фото Владимира Костюшева