• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Актуальные вопросы экономики и социологии: как понять молодежь?

Елена Омельченко выступила в качестве эксперта на ежегодной IX Осенней конференции молодых ученых в новосибирском Академгородке «Актуальные вопросы экономики и социологии», которая проводится с целью повышения профессионального уровня молодых ученых, а также для обмена результатами проводимых исследований. Она представила Центр молодежных исследований, рассказала об основных направлениях многолетней исследовательской деятельности, о ключевых проблемах, вокруг которых концентрируется внимание его сотрудников, а также о принципах работы и проектах научно-учебных групп - "Исследования креативного города" и "Социальные исследования тела".

Елена Омельченко выступила в качестве эксперта на ежегодной IX Осенней конференции молодых ученых в новосибирском Академгородке «Актуальные вопросы экономики и социологии», которая проводится с целью повышения профессионального уровня молодых ученых, а также для обмена результатами проводимых исследований. Она представила Центр молодежных исследований, рассказала об основных направлениях многолетней исследовательской деятельности, о ключевых проблемах, вокруг которых концентрируется внимание его сотрудников, а также о принципах работы и проектах научно-учебных групп - "Исследования креативного города" и "Социальные исследования тела".

Более подробно Елена Омельченко остановилась на глобальном проекте «Солидарности», который длится на протяжении четырех лет. Он связан с разработкой нового интересного и перспективного концепта – концепта молодежной солидарности, с помощью которого сотрудники ЦМИ пытаются осмыслить новые типы молодежной социальности и то, как влияет глобализация на локальные молодежные культурные практики. Молодежь, выпав из структуры семьи и будучи еще не включенной в структуру взрослой занятости, формирует особые типы пространств и территорий со своими правилами и нормами, с определенной иерархией и специфическим набором статусов. Там молодые люди готовятся к принятию взрослых ролей и осваивает такие значимые понятия, как власть, подчинение и способы завоевания того или иного статуса в обществе. Это молодежное сообщество, находящееся вне зоны контроля со стороны взрослых, становится своего рода социальным мораторием, внутри которого молодежь пережидает определенный период между детством и взрослостью.

Осмысление механизмов его работы в ситуации стремительной модернизации и урбанизации пространств требует переосмысления молодежного вопроса и переформулировки представления о том, что представляет собой молодежная культура. Субкультурный подход, заключающейся в том, что сам факт рождения приписывает молодым юношам и девушкам соответствующие практики, соответствующую культуру, соответствующий стиль и некое обязательство следования и поддержания своего имиджа, и постсубкультурный подход, говоривший о смешении стилевых границ и возникновении так называемых миксовых культурных форм, субкультурных «коктейлей» смешением стилевых границ, не представляются актуальными в условиях современности. Сотрудниками ЦМИ был разработан новый подход к исследованию молодежи – солидарный, который позволяет преодолеть субкультурную ограниченность и выйти за рамки стилевых описаний.

Российские молодежные сцены в начале первого тысячелетия имеют новую особенность: молодежные солидарности формируются вдоль и поперек различных субкультурных идентичностей и в то же время мейнстрима, вокруг неких значимых для данного момента времени ценностей и противостояний. Они могут быть ситуативными, событийными, временными, постоянными, возникать виртуально или в реальности. Использование солидарного подхода позволяет выйти на линии ценностно-культурных напряжений, которые возникают вне групповых коммуникаций, описать актуальное молодежное пространство в России, спрогнозировать возможные ценностные конфликты и выйти на более глубокие социально значимые измерения.