• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методологический семинар ЦМИ: Интимная жизнь и демографические дискурсы современной России

В рамках регулярного методологического семинара ЦМИ прозвучали доклады Франчески Стеллы (University of Glasgow) и Ирины Аристарховой (University of Michigan). Они рассмотрели определенные сексуальные и репродуктивные права со специфическим фокусом на ЛГБТ-сообществе и на репродуктивных правах женщин, попытавшись включить российские демографические тренды в европейскую перспективу. Ведь гендерному научному пространству в России не хватает нового, возможно, радикального взгляда на то, как можно исследовать эту тему и как ее преподносить.

В рамках регулярного методологического семинара ЦМИ прозвучали доклады Франчески Стеллы (University of Glasgow) и Ирины Аристарховой (University of Michigan). Они рассмотрели определенные сексуальные и репродуктивные права со специфическим фокусом на ЛГБТ-сообществе и на репродуктивных правах женщин, попытавшись включить российские демографические тренды в европейскую перспективу. Ведь гендерному научному пространству в России не хватает нового, возможно, радикального взгляда на то, как можно исследовать эту тему и как ее преподносить. 

Период не только продолжительного сотрудничества, но и теплой дружбы коллектива ЦМИ с Франческой и Ириной составляет уже более десяти лет. Как известно, НИЦ «Регион» организует на своей базе стажировки для аспирантов из разных стран, и с 1993 года в Ульяновске побывало около 50 аспирантов Центра русских и восточно-европейских исследований Бирмингемского университета и Центра центральных и восточно-европейских исследований университета Глазго. Франческа Стелла вошла в их число и защитила диссертацию по ульяновско-московским материалам, полученным в ходе исследования лесбийского сообщества, и стала известным ученым и преподавателем школы социальных и политических наук в университете Глазго. С Ириной Аристаховой же директор ЦМИ Елена Омельченко познакомилась еще в середине 90-х в славном городе Ворвик (Великобритания) во время участия в европейской программе межуниверситетского сотрудничества "Темпус". В данный момент Ирина преподает в Мичиганском университете в школе искусства и дизайна Стэмпс  на гуманитарном факультете.

Доклад Франчески «Women and children first? Comparative perspectives on demographic policies and sexual/reproductive rights in Russia» («Сперва женщины и дети? Сравнительные перспективы демографической политики и сексуальных/репродуктивных прав в России») прозвучал на английском языке. Она рассказала об основных аспектах мировой демографической политики, нацеленной на повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей и на укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций и семейных отношений, а также о процессах, непосредственно связанных с демографией – о смертности и миграции, с которыми также надо работать. "Традиционная" семья не гарантирует решения демографических проблем, с этим может справиться только продуманная демографическая политика и умелая работа с миграцией и продолжительностью жизни. Затем Франческа сфокусировалась на текущих дискурсах о демографическом кризисе в России, на политизации и «био-контроле» интимной жизни ее населения и на законопроектах/политических установках, чье возникновение было мотивировано необходимостью реагировать на российские демографические проблемы.

Ирина Аристархова в своем докладе «Биотехнологическое будущее материнства и отцовства в рамках социальной биоэтики», основанном на двух главах ее новой книги «Гостеприимство матрицы: Философия, биомедицина и культура» вела рассуждение о существующих подходах к теме рождаемости, о существующих биотехнологических практиках и технологий рождаемости и воспроизводства и их будущем, а также о некоторых этических, правовых и социальных аспектах данного явления. В своем выступлении она подробно остановилась на следующих вопросах: почему человечество так озабочено процессом рождаемости с философской, биомедицинской и культурной точки зрения, и как это влияет на наше мироощущение и восприятие; кто играет в данном процессе главную роль - тот, кто производит детей в рождении или тот, кто ухаживает и растит их после; что такое «новое отцовство» и какие основные особенности этой модели поведения; если мужчины в будущем смогут рожать с помощью новых биотехнологий, должно ли это стать их правом в юридическом и экономическом смысле в той же степени, на которую претендуют женщины, нуждающиеся в искусственном оплодотворении или пересадки матки; и как меняется понятие мужчины и женщины в трудах специалистов по социальной биоэтике, отцовству, родительству и материнству.

 

Twitter-трансляция семинара