• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Это город, в котором хочется вновь оказаться»: Гюзель Сабирова вернулась из Бишкека

Гюзель Сабирова вернулась из Бишкека после месячного пребывания в CASI (Central Asian Studies Institute) при AUCA (American University of Central Asia). Любая поездка в Бишкек значима  для Гюзель, так как фактически этот город стал на долгое время полем ее исследования. На протяжении нескольких лет (начиная с 2007 года) она участвовала в коллективном проекте по изучению меняющихся городских идентичностей в четырех городах Средней Азии: двух городах в Кыргызстане (Бишкеке и Караколе) и двух городах в Узбекистане (Ташкенте и Фергане).  

Гюзель Сабирова вернулась из Бишкека после месячного пребывания в CASI (Central Asian Studies Institute) при AUCA (American University of Central Asia). Любая поездка в Бишкек значима  для Гюзель, так как фактически этот город стал на долгое время полем ее исследования. На протяжении нескольких лет (начиная с 2007 года) она участвовала в коллективном проекте по изучению меняющихся городских идентичностей в четырех городах Средней Азии: двух городах в Кыргызстане (Бишкеке и Караколе) и двух городах в Узбекистане (Ташкенте и Фергане). Основная идея проекта заключалась в изучении изменения жизни в городах под влиянием разных факторов в постсоветское время, в том числе под влиянием внутренней миграции.

Перед поездкой были поставлены следующие задачи: анализ эмпирических материалов и подготовка статей по результатам проекта; общение с местными преподавателями и исследователями; организация практикума для студентов-социологов по теме «Память в городских пространствах». Эта проблематика является одним из направлений работы в рамках проекта и затрагивает следующие вопросы: как менялся город на протяжении его истории от Фрунзе до Бишкека; какую роль в этом процессе играли местные культурные и политические элиты; как коренные и недавно приехавшие жители воспринимают и осмысляют прошлое и настоящее своего города; как разные люди разных поколений воспроизводят историю тех или иных мест; и как их личные воспоминания связаны с теми или иными местами в городе. Исследовать все эти аспекты очень важно для определения политик формирования бренда города.

Несмотря на то, что это не планировалось, поле «захватило» исследователей, и Гюзель с коллегой по проекту встретились с разными представителями двух «поколений» креативной прослойки города, которая всегда была важной составляющей городской культуры свободного Бишкека.  «Поколение позднесоветских неформалов» и «новое поколение» креативного класса  образуют специфическую культурную среду с разными идеями и представлениями о том, как можно средствами искусства описывать и проблематизировать прошлое и настоящее города и страны. Сегодня именно креативный класс начинает играть в культурной трансформации города очень активную роль. Его представители выпускают «нестандартные» глянцевые журналы, реализуют невероятные активистские проекты, организуют оригинальные выставки, публикуют книги по нонконформистскому искусству. Бишкек – это особенное место в Средней Азии, которое известно в творческой среде как очень открытое и свободное пространство, где легче представить дерзкие, в том числе с политической точки зрения, проекты. Этот город значительно более либеральный по сравнению со столицами своих соседей (Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана). Среди тех, с кем удалось пообщаться нашей коллеге, это и куратор местного лофта - пространства для дизайнеров, художников и проведения культурных мероприятий; лидеры радикальной платформы «ШТАБ», которая занимается концептуализацией и практической выработкой новых форм культурного производства; и главный архитектор Фрунзе в  1970-1990х годах, при котором город очень сильно изменил свой облик и обрел бетонный центр в стиле советского модернизма и многие другие яркие и интересные люди.  

Кроме того, в ходе поездки прошла презентация исследовательского фильма Дмитрия Омельченко «Наши бывшие «НАШИ» в антропологическом клубе Американского университета, по итогам которой стало очевидно, что это исследовательское кино вызывает большой интерес, не смотря на то, что реалии, показанные в нем, далеки от бишкекского контекста, и провоцирует на дальнейшие размышления о современном молодежном активизме.  

Гюзель Сабирова:

«Я думаю, что развитие сотрудничества с исследовательскими и образовательными структурами Средней Азии очень перспективно для ЦМИ. Сейчас незаслуженно мало внимания уделяется в России тому, что происходит в странах бывшего СССР, и тем более Средней Азии, и поэтому изучение этих «забытых» пространств и развитие между нами различных видов связей крайне важно с разных точек зрения.

Во-первых, нас объединяет большое наследие – историческое, культурное, политическое, ностальгическое, которое требует определенного осмысления с разных сторон: и с точки зрения центра и с точки зрения периферии бывшего советского пространства. То есть, это должна быть партнерская работа исследователей из обоих пространств.  

Во-вторых, хотелось бы сделать вклад в преодоление различных стереотипов о Средней Азии, которые сложились в постсоветское время. Все, что знает среднестатистический россиянин о Киргизстане ограничивается очень небольшим набором знаний, что очень печально и абсолютно несправедливо. Бишкек (тогда Фрунзе) в позднесоветское время был уже достаточно большим и развитым городом и сейчас является очень интересным культурным, экономическим и политическим центром, жизнь которого неоднозначна, динамична и интересна для исследователей очень многих тем.

И в-третьих, нужно сформировать дружеские связи и создать другие (более позитивные) взаимные представления друг о друге у молодежи этих стран. Российская молодежь знает о Киргизии (Кыргызстане) больше по образам мигрантов, в свою очередь, молодые жители Средней Азии создают свое представление о нашей стране по СМИ и по тому, что рассказывают мигранты, вернувшись из России. Это далеко не всегда радостные истории, и поэтому создание каких-то других плоскостей общения и узнавания друг друга, я считаю, очень важной задачей».