• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первичные результаты «MYPLACE»: осмысление и актуализация исторического прошлого

В ЦМИ состоялся однодневный международный воркшоп-семинар "Вспоминая/конструируя прошлое: люди, события, контексты в нарративах и практиках разных поколений", в рамках международного проекта MYPLACE: «Память, молодежь, политическое наследие и гражданское участие».  На нем были представлены первичные результаты большой исследовательской работы российской команды и их зарубежных партнеров.

В ЦМИ состоялся однодневный международный воркшоп-семинар "Вспоминая/конструируя прошлое: люди, события, контексты в нарративах и практиках разных поколений", в рамках международного проекта MYPLACE: «Память, молодежь, политическое наследие и гражданское участие».  На нем были представлены первичные результаты большой исследовательской работы российской команды и их зарубежных партнеров. В фокусе внимания оказались такие вопросы, как интерпретация истории в нарративах разных поколений, особенности исторической памяти молодежи, проявление их политического/гражданского активизма, трансляция памяти в повседневных практиках, опытах и активностях, а также специфика методологии изучения «памяти в действии».

Daniel Hanu представил доклад ‘Somehow I feel as though I, too, lived back then…’: the sources and potential of second-hand memories, который в значительной степени был основан на самоэтнографии исследователя, рефлексирующего по поводу собственных воспоминаний о социалистическом прошлом Румынии и анализирующего особенности исторической памяти молодого поколения. Центральной категорией его доклада стала second-hand память, то есть, воспоминания молодых людей об исторических событиях, которые они непосредственно не проживали. Коммунистическое наследие всегда было и остается частью жизни молодежи, и источниками воспоминаний о нем становятся, по большей части, интерпретации родителей (молодые люди обладают высокой восприимчивостью к личным историям их предков, и нередко происходит усвоение опыта родителей, как своего собственного), а также непосредственные свидетельства той эпохи (например, постройки).

Alice Mah сделала доклад 'The Legacy of the Liverpool Dockers’ Strike: Memory, Community and Solidarity in the Port' по мотивам своей книги, написанной по результатам проведенного исследования рабочих-докеров портов Ливерпуля, пребывающих в состоянии упадка. Оно было проведено с целью выявить на примере межпоколенческих отношений в данной категории населения устойчивые связи между наследием труда, сообществом, а также коллективной памятью и идентичностью. Автор отвечала на вопрос, является ли устойчивость политических действий докеров, их профсоюзных организаций и коллективной памяти в 21 веке анахронизмом, отражающим ностальгию по концу работы.

Антон Попов в своем выступлении 'Politics of "social history" and intergenerational transmission of (anti-)racist attitudes in Coventry' презентовал результаты исследования депрессивного настоящего жителей данного города – «колыбели» автомобильного производства Великобритании, а также исторической памяти молодежи относительно тяжелого периода Британии, связанного с правлением Маргарет Тэтчер и запуском процесса деиндустриализации.  Особенность его методологии заключалась в том, что в качестве исследовательских площадок для получения доступа к историческим нарративам был использован музей. Место, где память становится частью исторического дискурса, и все исторические и художественные экспозиции выстраиваются не только с целью формирования памяти о прошлом, но и поднятия низкой коллективной самооценки посетителей.

Анна Желнина в докладе «Историческая память молодежи в крупном и малом российском городе» представила результаты первичного анализа исследовательского материала, полученного российской командой в ходе реализации полевого этапа проекта MYPLACE (глубинные интервью и количественный опрос жителей города Выборг и муниципального образования Купчино в Фрунзенском административном районе Петербурга). Она рассказала о том, какие трудности вызывали у информантов разговоры про историю, какие вопросы в гайде оказались «травматичными», какие события в историческом прошлом России являются для них самыми значимыми, а также, какие существуют различия между Выборгом и Купчино на уровне восприятия истории.

Доклад Дарьи Литвиной «Неформальное образование в среде анархистов и передача памяти, обмен знаниями внутри субкультуры» базировался на материалах кейс-стади, посвященного исследованию анархической сцены Санкт-Петербурга, центральными «постулатами» идеологии которых являются антикапитализм, анархизм и антифашизм. Специфика этой современной солидарности состоит в том, что ее члены высказывают нестандартные интерпретации и прошлого, и настоящего. Они создают автономное и аутентичное дискурсивное пространство, выстраивают нарративы об истории, о значимых событиях и о своей позиции в соответствии со своими представлениями, подвергая критике формальное образование (знания, которые преподаются в учебных учреждениях). Источниками «неформального знания» для анархистов становятся книги, разговоры с друзьями, определенные сайты в Интернете и самиздат. Получение этого образования является добровольным выбором, где процесс производства знания не монополизирован экспертами в этой области, а роли потребителей и производителей знания могут совмещаться. Например, «зины», как авторские периодические издания, состоят из обзоров, заметок, статей и могут создаваться любыми желающими, при этом агенты производства этого знания часто бывают деперсонализированными.

Тема доклада Дарьи Кривонос «Вперед к нашему прошлому: гражданственность и историческая память в молодежном движении "Сталь» говорит сама за себя. Он посвящен вопросу конструирования гражданственности и детской памяти на примере молодежного движения "Сталь" - это наиболее политизированный проект-наследник национального движения «НАШИ», которое известно за свои провокационные проправительственные акции и за пересечение акций оппозиции. Цель данного движения – осмысление самого понятия «патриотизм» и «гражданственность». Участники любого проправительственного проекта находятся в двойственной ситуации. С одной стороны, они обязаны ретранслировать властную повестку дня, потому что это лежит в идеологическом ядре движения и является гарантией будущего карьерного роста. С другой стороны, это властная повестка зачастую конфликтует с их собственными повседневными субъективными переживаниями. Дарья подробно остановилась на том, как работает в контексте данной солидарности историческая память, каким образом происходит межпоколенческая трансляция исторического знания и являются ли предлагаемые властью императивы долга перед отчизной релевантными в сегодняшней ситуации. 

Заключительной частью воркшопа стала премьера третьего в серии исследовательских эпизодов о жизни молодых людей в Европе фильма о Португалии Дмитрия Омельченко «Работа. Без права на жизнь».