• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Закладки
Публикации
Статья
Escaping Youth: Construction of Age by Two Cohorts of Chronologically Young Russian Women

Omelchenko E. L., Nartova N., Krupets Y.

Young. 2017.

Статья
Russian Youth on Labour Market: ‘Portfolioability’ as New Desire and Demand

Goncharova Natalya, Krupets Y., Nartova Nadya et al.

Studies of Transition States and Societies. 2016. Vol. 8. No. 3. P. 29-44.

Статья
Where Do Time and All the Money Go? Consumer Strategies of Two Urban Youth Generations Employed in Different Fields

Omelchenko E. L., Andreeva J. V., Arif E. et al.

Economics and Sociology. 2016. Vol. 9. No. 4. P. 11-25.

Статья
Красные и черные: гендерное измерение структур различия и исключения в мужских колониях

Омельченко Е. Л.

Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 2. С. 142-159.

Статья
Imagining young adults’ citizenship in Russia: from fatalism to affective ideas of belonging*

Krupets Y., Morris J., Nartova Nadya et al.

Journal of Youth Studies. 2017. Vol. 20. No. 2. P. 252-267.

Глава в книге
Sexual citizenship, nationalism and biopolitics in Putin’s Russia

Stella F., Nartova Nadya.

In bk.: Sexuality, citizenship and belonging: trans/national and intersectional perspectives. NY; L.: Routledge, 2016. Ch. 1. P. 17-36.

Статья
The ‘Place’ of ‘Memory’ in Understanding Urban Change in Central Asia: The Cities of Bishkek and Ferghana

Flynn M., Kosmarskaya N., Sabirova G.

Europe-Asia Studies. 2014. Vol. 66. No. 9. P. 1501-1524.

Глава в книге
Молодежь Санкт-Петербурга и Ульяновска: за пределами единой гражданской идентичности

Крупец Я. Н., Нартова Н. А., Омельченко Е. Л. и др.

В кн.: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Кн. 4. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 479-487.

Книга
“In Search of …” New Methodological Approaches to Youth Research

Под науч. редакцией: K. Tiidenberg, A. Allaste.

Cambridge: Cambridge Scholar Publishing, 2015.

Первичные результаты «MYPLACE»: осмысление и актуализация исторического прошлого

В ЦМИ состоялся однодневный международный воркшоп-семинар "Вспоминая/конструируя прошлое: люди, события, контексты в нарративах и практиках разных поколений", в рамках международного проекта MYPLACE: «Память, молодежь, политическое наследие и гражданское участие».  На нем были представлены первичные результаты большой исследовательской работы российской команды и их зарубежных партнеров.

В ЦМИ состоялся однодневный международный воркшоп-семинар "Вспоминая/конструируя прошлое: люди, события, контексты в нарративах и практиках разных поколений", в рамках международного проекта MYPLACE: «Память, молодежь, политическое наследие и гражданское участие».  На нем были представлены первичные результаты большой исследовательской работы российской команды и их зарубежных партнеров. В фокусе внимания оказались такие вопросы, как интерпретация истории в нарративах разных поколений, особенности исторической памяти молодежи, проявление их политического/гражданского активизма, трансляция памяти в повседневных практиках, опытах и активностях, а также специфика методологии изучения «памяти в действии».

Daniel Hanu представил доклад ‘Somehow I feel as though I, too, lived back then…’: the sources and potential of second-hand memories, который в значительной степени был основан на самоэтнографии исследователя, рефлексирующего по поводу собственных воспоминаний о социалистическом прошлом Румынии и анализирующего особенности исторической памяти молодого поколения. Центральной категорией его доклада стала second-hand память, то есть, воспоминания молодых людей об исторических событиях, которые они непосредственно не проживали. Коммунистическое наследие всегда было и остается частью жизни молодежи, и источниками воспоминаний о нем становятся, по большей части, интерпретации родителей (молодые люди обладают высокой восприимчивостью к личным историям их предков, и нередко происходит усвоение опыта родителей, как своего собственного), а также непосредственные свидетельства той эпохи (например, постройки).

Alice Mah сделала доклад 'The Legacy of the Liverpool Dockers’ Strike: Memory, Community and Solidarity in the Port' по мотивам своей книги, написанной по результатам проведенного исследования рабочих-докеров портов Ливерпуля, пребывающих в состоянии упадка. Оно было проведено с целью выявить на примере межпоколенческих отношений в данной категории населения устойчивые связи между наследием труда, сообществом, а также коллективной памятью и идентичностью. Автор отвечала на вопрос, является ли устойчивость политических действий докеров, их профсоюзных организаций и коллективной памяти в 21 веке анахронизмом, отражающим ностальгию по концу работы.

Антон Попов в своем выступлении 'Politics of "social history" and intergenerational transmission of (anti-)racist attitudes in Coventry' презентовал результаты исследования депрессивного настоящего жителей данного города – «колыбели» автомобильного производства Великобритании, а также исторической памяти молодежи относительно тяжелого периода Британии, связанного с правлением Маргарет Тэтчер и запуском процесса деиндустриализации.  Особенность его методологии заключалась в том, что в качестве исследовательских площадок для получения доступа к историческим нарративам был использован музей. Место, где память становится частью исторического дискурса, и все исторические и художественные экспозиции выстраиваются не только с целью формирования памяти о прошлом, но и поднятия низкой коллективной самооценки посетителей.

Анна Желнина в докладе «Историческая память молодежи в крупном и малом российском городе» представила результаты первичного анализа исследовательского материала, полученного российской командой в ходе реализации полевого этапа проекта MYPLACE (глубинные интервью и количественный опрос жителей города Выборг и муниципального образования Купчино в Фрунзенском административном районе Петербурга). Она рассказала о том, какие трудности вызывали у информантов разговоры про историю, какие вопросы в гайде оказались «травматичными», какие события в историческом прошлом России являются для них самыми значимыми, а также, какие существуют различия между Выборгом и Купчино на уровне восприятия истории.

Доклад Дарьи Литвиной «Неформальное образование в среде анархистов и передача памяти, обмен знаниями внутри субкультуры» базировался на материалах кейс-стади, посвященного исследованию анархической сцены Санкт-Петербурга, центральными «постулатами» идеологии которых являются антикапитализм, анархизм и антифашизм. Специфика этой современной солидарности состоит в том, что ее члены высказывают нестандартные интерпретации и прошлого, и настоящего. Они создают автономное и аутентичное дискурсивное пространство, выстраивают нарративы об истории, о значимых событиях и о своей позиции в соответствии со своими представлениями, подвергая критике формальное образование (знания, которые преподаются в учебных учреждениях). Источниками «неформального знания» для анархистов становятся книги, разговоры с друзьями, определенные сайты в Интернете и самиздат. Получение этого образования является добровольным выбором, где процесс производства знания не монополизирован экспертами в этой области, а роли потребителей и производителей знания могут совмещаться. Например, «зины», как авторские периодические издания, состоят из обзоров, заметок, статей и могут создаваться любыми желающими, при этом агенты производства этого знания часто бывают деперсонализированными.

Тема доклада Дарьи Кривонос «Вперед к нашему прошлому: гражданственность и историческая память в молодежном движении "Сталь» говорит сама за себя. Он посвящен вопросу конструирования гражданственности и детской памяти на примере молодежного движения "Сталь" - это наиболее политизированный проект-наследник национального движения «НАШИ», которое известно за свои провокационные проправительственные акции и за пересечение акций оппозиции. Цель данного движения – осмысление самого понятия «патриотизм» и «гражданственность». Участники любого проправительственного проекта находятся в двойственной ситуации. С одной стороны, они обязаны ретранслировать властную повестку дня, потому что это лежит в идеологическом ядре движения и является гарантией будущего карьерного роста. С другой стороны, это властная повестка зачастую конфликтует с их собственными повседневными субъективными переживаниями. Дарья подробно остановилась на том, как работает в контексте данной солидарности историческая память, каким образом происходит межпоколенческая трансляция исторического знания и являются ли предлагаемые властью императивы долга перед отчизной релевантными в сегодняшней ситуации. 

Заключительной частью воркшопа стала премьера третьего в серии исследовательских эпизодов о жизни молодых людей в Европе фильма о Португалии Дмитрия Омельченко «Работа. Без права на жизнь».