• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Правила преподавания от сотрудников ЦМИ

Яна Крупец, Надежда Нартова и Раиса Акифьева получили почетное звание лучших преподавателей года в ВШЭ.

Правила преподавания от сотрудников ЦМИ

Быть преподавателем ... это как быть celebrity, ты находишься под постоянным прессингом внимания, каждое твое слово под запись, каждое твое действие оседает в неокрепших умах, ты становишься ролевой моделью, за тобой повторяют целыми предложениями, особенно когда это требуется на экзамене. Три сотрудника ЦМИ поделились секретами своего успеха, в присущей им манере.  
 

ЯНА КРУПЕЦ:



Как называется дисциплина(ы), которую вы читаете?

Экономическая социология, экономическая социология, практикум по экономической социологии, НИС у бакалавров и магистров, научное руководство курсовыми и дипломами

Что самое сложное и самое приятное для вас в преподавании?

Самое сложное - ну не столько сложное, сколько тяжелое - проверка работ - их обычно очень много и нужно успеть оперативно проверить и дать feedback; а еще куча работы, связанной с программами, отчетами - опять же не сложно, но отнимает много времени.

Плюс, преподавание сильно дисциплинирует - чем четче проведена подготовительная работа (выстроен план занятий по дням, подготовлены ридеры, придуманы задания), тем легче потом; чем оперативнее ты проверяешь работы, тем легче в конце курса; чем аккуратнее ты ведешь ведомости, тем быстрее происходит выставление оценок. Вот такое дисциплинирование мне дается крайне сложно - я не очень аккуратный и организованный человек, к тому же параллельно еще куча дел, которые нужно делать, но преподавание лучше не запускать, а то потом придется долго разгребать :)

Из приятного: бывают иногда такие лекции - когда аж дух захватывает, как все круто получается - это очень приятно, но бывает редко...

…когда готовишь лекции, постоянно читаешь что-то новое - это полезно, и часто еще и очень интересно. Временами, случаются озарения - как же я раньше этого не видел/не понимал - это тоже очень круто. 

…и приятное - это, конечно, найти контакт со студентами. Ничто так не мотивирует, как студенты, которым интересно на твоем занятии. Хотя не надо забывать, что всем мил не будешь, и всегда будут те, кто еле терпит тебя :)

Да, и самое приятное, в конце учебного года - вручение дипломов! :)

Какой совет вы дали бы начинающему преподавателю, с высоты собственного опыта? Как завоевать аудиторию?

Мне кажется, здесь нет универсального рецепта, и каждый преподаватель интуитивно выбирает ту стратегию, которая ему ближе: кто-то устраивает перфомансы на лекциях, кто-то подбирает блестящие примеры, кто-то впечатляет своей эрудированностью, кто-то поражает использованием медиа, кто-то насыщенностью излагаемого материала и т.д.

Для меня в преподавании важны три вещи: интерес (тебе должно быть интересно то, что ты рассказываешь), компетентность (нужно готовиться, независимо от того, сколько раз ты уже читал эту лекцию) и уважение к студентам (нужно говорить со студентами и желательно без поучений, вообще поучать кого-либо - плохой тон и дурная привычка, особенно вредная для преподавателя)

…и еще не нужно быть слишком серьезным

Вообще, преподавание может сильно надоесть в какой-то момент, или стать адской работой, когда занятия идут сплошным потоком, но все-таки в нем что-то есть, что не дает так просто от него отказаться. 

Расскажите о самом забавном случае в вашей преподавательской практике.

- вот с примерами из преподавательской практики у меня всегда туго :)

НАДЕЖДА НАРТОВА: 



Как называется дисциплина(ы), которую вы читаете?

Много. Зачем список?

Что самое сложное и самое приятное для вас в преподавании?

Самое сложное – эмоциональная усталость, потому что выкладываешься. Самое приятное – отклик студентов.

Какой совет вы дали бы начинающему преподавателю, с высоты собственного опыта? Как завоевать аудиторию?

Любить то, что преподаешь.

Расскажите о самом забавном случае в вашей преподавательской практике.

Эх, на этот вопрос я могла бы ответить после проверки экзаменационных работ. Сейчас как-то и не вспомнить.

Раиса Акифьева:



Как называется дисциплина(ы), которую вы читаете?

В прошлом году я вела несколько курсов – «Этничность и национализм», «Психология», «Социальная психология» и научно-исследовательский семинар «Сообщества. Социальные сети. Этничности».

Что самое сложное и самое приятное для вас в преподавании?

Самое сложное:

-      разработка нового курса,

-      проведение семинаров у больших групп (больше 25 человек)

-      высокая преподавательская нагрузка, особенно когда в неделю нужно провести большое количество занятий еще и по разным курсам.

Какой совет вы дали бы начинающему преподавателю, с высоты собственного опыта? Как завоевать аудиторию?

1) Даже если курс читается повторно, нужно тщательно готовиться к каждому занятию - посмотреть, что нового было опубликовано по теме занятия, какая дискуссия существует и т. д. Я, к примеру, еще люблю найти и прослушать лекции, читаемые в ведущих университетах мира, по теме, о которой буду рассказывать или которую буду обсуждать. Сейчас много разных площадок, на которых они выложены – это и сайты университетов и специализированные образовательные площадки, такие как Coursera. Их можно также рекомендовать студентам к просмотру в качестве дополнительных материалов.

 2) Постараться включать всех студентов в процесс обсуждения вопросов, которые ставятся в ходе занятий. Каждый студент должен быть готов к тому, чтобы дать ответ на вопрос или высказать свое мнение или мнение группы, если обсуждение проходило в группах.

 3) Нужно стараться повышать квалификацию регулярно – ходить на занятия других преподавателей, как я уже написала, смотреть лекции других преподавателей, если есть возможность, посетить курсы повышения квалификации для преподавателей. Я, к примеру, некоторые методики, которые сейчас использую, освоила на специальных курсах для преподавателей в Европейской академии Отценхаузен (Германия), которые проводились при поддержке ЦИГЕ СПбГУ. Полезно вести занятия с другим преподавателем. Я веду не первый год НИС с М. Сафоновой и, полагаю, что для меня этот опыт был крайне полезным с разных точек зрения в том числе и с педагогической.

Расскажите о самом забавном случае в вашей преподавательской практике.

Ничего по настоящему забавного, к сожалению, не вспоминается.

От редакции:

Конечно же, помимо похвальных слов, рукопажатий и пожеланий не унывать - звание «лучший преподаватель года» несет с собой и материальные поощрения от ВШЭ. Центр Молодежных Исследований поздравляет своих сотрудников с успешным окончанием учебного года, они проделали титаническую работу и студенты их по праву отблагодарили.