• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ЦМИ поздравил ЦНСИ прекрасными выступлениями

24-26 мая 2017 года Центр независимых социологических исследований в рамках празднования своего 25-летия провел международную конференцию «По ту сторону…»

ЦМИ поздравил ЦНСИ прекрасными выступлениями

Тема конференции была задана широко, организаторы не хотели ограничивать гостей конференции лишь несколькими тематическими или методологическими полями. В рамках конференции нашлось место и для проведения отдельной секции Центра молодёжных исследований (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург), которая была проведена в малом зале.
Открыла секцию «Никогда не рано, никому не поздно: молодежные исследования за гранью»Директор Центра Елена Омельченко с докладом «Суб/культурный передел: защита и/ли нападение?». Начала Елена с представления теоретических подходов, которые помогают объяснять и понимать молодёжную реальность, прежде всего, докладчик обращался к описанию наследия «классических» теоретиков, разработанного социальными учеными знаменитого Центра современных культурных исследований Университета Бирмингема. Также Елена Омельченко описала конфликт, который происходит между приверженцами идей субкультур, пост-субкультур и так далее. В докладе был представлен подход, реализуемый ЦМИ, позволяющий выйти за рамки спора критиков и защитников субкультур, как на теоретическом, так и эмпирическом уровне. В частности, показано, как работают другие концепты культурной молодежной социальности («солидарности» и «культурные молодежные сцены»). Вторая часть доклада была основана на эмпирических данных, собранных Центром молодёжных исследований за годы существования Центра. Директор Центра обозначила основные векторы солидарностей молодёжи. А также представила результаты количественного опроса (который был проведен в 2016 году, в рамках проекта РНФ [1]) и показала основные тренды молодёжной (суб)культурной жизни.
 
Следующий доклад был заявлен от трёх сотрудников ЦМИ, а именно, Надежды Васильевой, Маргариты Кулевой, Яны Крупец ««О, да ладно? Я тут был?» или как оставить свой след в городе: случай стикерщиков Санкт-Петербурга», однако, выступала одна Надежда. Докладчик представил результаты анализа исследовательского кейса «стикер-артисты Санкт-Петербурга», проведенного в 2016 году в рамках международного проекта «DIGITAL YOUTH IN THE MEDIA CITY: Urban Ethnography in the Streets and Stations of Helsinki and St Petersburg», поддержанного Kone Foundation. Данное исследование основано на этнографических данных, включающих в себя интервью со стикер-артистами, наблюдения, а также совместные прогулки социологов и стикер-художников. Такое погружение в жизнь и творчество юных стикерщиков позволяет получить не только уникальные социологические данные, но и, что не менее важно, невероятное исследовательское удовольствие. Доклад был посвящен следующим вопросам: Кто и зачем их делает, зачем клеят стикеры, какое значение эти картинки имеют для их создателей и для городского пространства в целом, каким образом молодежь осваивает город и взаимодействует с официальным искусством?
 
Алёна Кравцова представила доклад уже по другому научному проекту «Продвижение молодежного участия и социального включения: анализ молодежных активистских инициатив и сообществ Санкт-Петербурга». В рамках него она изучала молодёжные движения и группы, который борются за моральное и физическое здоровье общества – ««Молодежь за здоровье общества»: гражданские активисты в старых и новых общественных движениях Санкт-Петербурга и России» – тема ее доклада. Исследователь замечает, что некоторые молодые жители столичных российских городов демонстрируют достаточно высокий уровень вовлеченности и гражданской активности. При этом в последнее время наблюдается трансформация молодежных инициатив и движений, перераспределение человеческих ресурсов, их укрупнение, а также изменение ценностей и идей, которым следуют участники движений. В данном докладе Алёна сконцентрировалась на анализе молодёжных сообществ и движений, которые реализуют свой «гражданский потенциал» через отстаивание и борьбу за общественный «моральный» порядок, в частности сдирают объявления о секс-работе, устраивают рейды против курящих и пьющих в неположенных местах и т.п. Подобный формат гражданского активизма за последнее время становится все более популярен среди молодежи, и поэтому было важно понять, какими смыслами он наделяется самими участниками, почему молодые люди становятся «гражданскими активистами», борются с проституцией, выбирают не только ЗОЖ, но и ТОЖ (трезвый образ жизни). При исследовании групп использовались качественные методы: включенное наблюдение и интервью. Было замечено, что наряду с теми движениями, которые появились совсем недавно, существуют объединения, насчитывающие свою историю с конца 80х годов. Благодаря использованию включенного наблюдения, исследователь обнаружил, что активистское поле Санкт-Петербурга все-таки продолжает оставаться «богатым» на различные молодёжные инициативы, которые воплощаются благодаря образованию сообществ, которые проводят различного рода акции и мероприятия.
Анастасия Саблина представила свой доклад «Театр боли» – к вопросу о перформативности, теле и боли. Опыт исследования play-piercing проекта в Санкт-Петербурге». Данная тема (play-piercing) заинтересовала исследовательницу еще несколько лет назад и по ней же была написана в прошлом году магистерская диссертация. Анастасия считает, что телесные модификации часто оказываются в центре внимания в повседневности – часть из них давно стала широко распространенной практикой, а некоторые формы модифицирования тела до сих пор вызывают большой интерес и даже «моральные паники», несмотря на появление и представленность в fashion-индустрии тату-моделей и общее распространение модификаций как beauty-практик. Анастасии захотелось увидеть не только полученный результат – прокол, имплант или татуировку, исследовательницу заинтересовали перформативные формы бодмод-культуры, такие как play-piercing проекты. Play-piercing предполагает как перформативную часть – танец или театрализованные действия, так и выполняющиеся в процессе перформанса телесные модификации, начиная от простых форм пирсинга заканчивая сплитом и другими сложными модификациями. Анастасия совмещает в своей работе такие подходы как социология тела и телесности, так и концепции перформативности, которые контекстуально дополняют телесный подход. Объектом исследования был выбран play-piercing проект, выступающий на постоянной основе в Санкт-Петербурге с собственными номерами в 2015-2016 г.г.
В завершении секции выступила Маргарита Кулева с презентацией - «Не белая сторона белого куба: креативная рутина московских арт-центров».Маргарита пригласила участников конференции в необычный культпоход: проскользнуть в арт-центр с черного хода, посетить экскурсию в духе институциональной критики, где главными экспонатами будут не произведения искусства, а туалетные комнаты, гардероб и магазин сувениров. Подобно Майклу Эшеру участники секции попытались убрать стену, разделяющую экспозиционный белый куб и офисные помещения. Также посмотрели, что происходит в арт-центре ночью и за полчаса до открытия, познакомились с культурными работниками, о которых молчат сайты институций и пресс-релизы. Доклад был основан на данных 25 интервью глубинных интервью с сотрудниками 10 московских арт-центров и 20 наблюдениях, проведенных в офисах и на публичных мероприятиях исследуемых культурных институций в 2016 году. По ходу выступления Маргариты, слушатели внимательно смотрели на слайды, в которых узнавали или не узнавали популярные места Санкт-Петербурга и Москвы, где могли быть ранее только с «белого входа», а теперь узнали чуть больше и о другой стороне зданий.

 


[1] Опрос был проведен в рамках исследования, которое проводится за счет гранта Российского
научного фонда (проект «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодёжные
культурные сцены российских городов» № 15-18-00078) в Центре молодёжных исследований Высшей
школы экономики.