• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Каково жить в "субкультурной семье"

На пятом методологическом семинаре ЦМИ выступил гость из Эстонии -  старший научный сотрудник, лектор Университета Тарту  Аймар Венцель с докладом «Остпанки: панк-рок сцена Восточной Германии в социальном, политическом и историческом контексте»

На пятом методологическом семинаре ЦМИ выступил гость из Эстонии -  старший научный сотрудник, лектор Университета Тарту  Аймар Венцель с докладом «Остпанки: панк-рок сцена Восточной Германии в социальном, политическом и историческом контексте». 

Аймар Венцель изучал немецких панков и скинхедов с точки зрения юридической антропологии, как группу, у которой есть свои нормы, законы, экономические практики, социальные привычки, которые существенным образом отличаются от правил, диктуемых государством, а также определённые методы контроля для поддержания внутригрупповой солидарности.

В этих двух разных, на первый взгляд, субкультурах есть «фракции», которые плотно общаются друг с другом по причине схожих идеологических взглядов (левое крыло, оппозиция власти), музыкальных предпочтений (панк-рок, хардкор) и посещения одних и тех же концертных площадок и пабов, которые расположены на первых этажах зданий, населенных субкультурщиками.  Они функционируют, как «коммуны», где люди встречаются, чтобы поболтать с единомышленниками за кружкой пива и расслабиться.

Исследование проходило в городе Халле, расположенном неподалеку от Лейпцига. Во времена ГДР он был важным промышленным городом, 50% населения которого составлял рабочий класс, а также одним из центров социалистического панка, где прошел первый панк-фестиваль.

На данный момент промышленного производства в городе не существует и процветает безработица, которая усиленно «скрывается» биржей труда, так как по статистике уровень ее  должен быть очень низким.

Для манипуляции статистикой есть различные способы. Например, ранняя пенсия – человек, который мог бы и хотел бы работать, становится пенсионером ранее положенного по возрасту срока. Также человек не учитывается в статистике, когда он состоит на учете, получает социальную помощь (ежемесячное денежное пособие), а затем направляется на различные тренинги или временные работы.

Существует мнение, что на смену пролетариату пришел новый класс – прекариат. Это «лузеры», работающие в случайных и постоянно меняющихся местах, получающие мизерную зарплату и не имеющие перспектив профессионального роста. При этом общество считает, что в этом образе жизни они виноваты сами.

Из-за «ненормального» внешнего вида и провокативного поведения панкам и скинхедам особенно сложно найти достойную работу, так как работодатели им просто не доверяют. Поэтому им приходится создавать собственные экономические сети, что с точки зрения государства, нелегально.

Если у тебя есть работа, ты не имеешь права получать социальное пособие, и субкультурщики смотрят на «халтуру», как на, своего рода, противодействие официальной идеологии -  чтобы не платить налоги и не поддерживать государство. Идеология панка схожа с идеологией рабочего класса – ты должен содержать себя и свою семью сам.

Экономические сети создаются посредством коммуникации: люди посещают концерты, слушают одну и ту же музыку, проникаются уважением и в процессе общения «знакомятся» с профессиональными навыками друг друга, которые впоследствии  могут оказаться полезными.

Эту сеть сами члены называют «семьей»: «обмен» или «покупка» услуг осуществляется только внутри сети, так как «деньги должны оставаться в семье». В этих сетях есть как мужчины (слесари, строители, татуировщики, врачи), так и женщины (парикмахеры, швеи), но сексуальных связей между ними нет, потому что сохранение социально-экономических отношений намного важнее.

По мнению Аймара, на данный момент панк-культуру в Германии можно описать следующим образом: это искусственное альтернативное общество для молодых выходцев из рабочего класса. Если ты находишься на самом низком уровне в традиционном обществе, и ты сам в этом виноват, то данная сцена – это то место, где ты можешь быть авторитетом, можешь делать все, что угодно, а главное, быть полезным своей «субкультурной семье».