Новый грант РНФ: социологи Питерской Вышки изучат молодежь Северо-Кавказского региона
Подведены итоги грантового конкурса Российского научного фонда для отдельных научных групп. Поддержку получил трехлетний проект Центра молодежных исследований, посвященный молодежи Северо-Кавказского региона. Социологи планируют изучить ее в контексте образовательной и трудовой миграции. Руководить проектом будет Елена Омельченко, директор Центра молодежных исследований.
Взрослость ассоциируется со свободой, ответственностью и заботой
Что делает человека взрослым? Финансовая свобода, забота о близких или все сразу? Социолог из Центра молодежных исследований Анастасия Андреева изучила переход петербургской молодежи к взрослости. Оказалось, для многих быть взрослым — это быть свободным, ответственным и заботливым. Что еще удалось выяснить о петербургской молодежи — рассказываем в материале.
«Уже не молодость, еще не старость». Социологи изучили, как люди до 60 лет воспринимают свой возраст
30 января прошел первый в 2024 году семинар «Соц UP», организованный Центром молодежных исследований Питерской Вышки. На мероприятии обсудили исследование, посвященное жизни взрослых людей: как они определяют для себя взрослость и какие события в жизни считают ключевыми. С докладом выступила группа исследователей, в том числе социолог Екатерина Бемлер. К каким предварительным выводам удалось прийти — в материале.
«Работа — это когда устаешь». Социологи Питерской Вышки изучили карьеру людей с интеллектуальной инвалидностью
Люди с интеллектуальной инвалидностью (ЛсИ) часто сталкиваются с предубеждениями: им не доверяют важные задачи и редко предлагают работу. Однако они могут быть надежными сотрудниками, особенно если правильно их мотивировать. Социологи Центра молодежных исследований Наталья Соловьева и Анастасия Андреева изучили, как ЛсИ выходят на рынок труда, и опубликовали статью в «Журнале исследований социальной политики». О ходе исследования и результатах — в интервью.
Узы поддержки: что такое крафтовый бизнес Петербурга и за счет чего он выжил в кризис
Крафтовые предприниматели — основатели и владельцы творческих пространств, небольших кофеен по интересам, производители аутентичных продуктов и услуг — часто видят в своем деле не столько способ заработать, сколько возможность прожить определенные ценности и смыслы, принести социальную пользу. В кризисных ситуациях им приходится трудно, так как у них обычно нет достаточного материального ресурса для поддержки бизнеса. Однако в таких случаях на помощь приходит социальный и культурный капитал. Сотрудники Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ Елизавета Балацюк и Екатерина Гладченко изучили, как крафтовые предприниматели преодолевают кризисные периоды.
Социологи Питерской Вышки изучили, как иногородние студенты адаптируются на новом месте
Три года подряд ученые из Центра молодежных исследований изучали иногородних студентов Петербурга и Казани. Социологов интересовало, с какими сложностями ребята сталкиваются на новом месте и как их преодолевают. Работа над проектом шла вместе с Казанским федеральным университетом в рамках зеркальных лабораторий. Что выяснили исследователи, рассказала Ирина Лисовская, научный сотрудник Центра молодежных исследований.
«Стиль жизни, а не только заработок»: Екатерина Гладченко о том, почему молодежь занимается крафтовым предпринимательством
Крафтовые мастера — это молодые предприниматели, которые создают необычную посуду, предметы интерьера, неповторимые напитки и еду. О том, почему молодежь открывает свое дело, как справляется с трудностями и в чем видит смысл своей деятельности, — спросили у Екатерины Гладченко, младшего научного сотрудника Центра молодежных исследований Питерской Вышки.
Как историческая память приобретает бессмертие в мемориальных музеях России и Казахстана
Научный сотрудник из Центра молодежных исследований Ирина Лисовская и исследовательница Алена Кравцова побывали в шести музеях России и Казахстана, рассказывающих историю ГУЛАГа. Социологи изучали, как в мемориальных музеях воспроизводятся трагические события прошлого, и пытались проследить отношение людей к таким музеям. Рассказываем, почему музеи памяти становятся пространством для диалога и зачем они создаются.
Как социологи Центра молодежных исследований изучали креативные пространства на Северо-Западе России
Осенью 2022 года исследовательницы Евгения Кузинер и Дарья Петрунина опубликовали статью, посвященную креативным пространствам как «третьим местам» в России. Они уже несколько лет изучают образовательные и миграционные траектории молодых людей из регионов СЗФО. Исследование креативных пространств — часть большого трехлетнего проекта при поддержке РНФ. В материале — интервью с авторами.
Одиночество в большом городе: ресурс или биографическая драма
Переезд в другой город часто приводит к временному одиночеству, утрате привычного окружения. А это значит — молодежь вынуждена искать способы быстро адаптироваться на новом месте. И все-таки становится ли одиночество ресурсным? Или, наоборот, угнетает? Социологи Питерской Вышки и Казанского федерального университета обсудили этот вопрос на семинаре «СОЦ Up» по мотивам исследований в рамках «Зеркальной лаборатории».