• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Multiple cultural encounters of urban youth in Russia's Muslim regions

Maslovskiy M., Maiboroda A., Garifzianova A.

Journal of Intercultural Studies. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 557-569.

Воркаут-сообщество Махачкалы: практики, субкультурный капитал и представления об идеальном теле

В Махачкале завершился полевой этап исследования по проекту РНФ. Один из кейсов в столице Дагестана был посвящен локальному воркаут-сообществу. В этом интервью своими наблюдениями о воркаут-культуре Махачкалы поделился участник полевой экспедиции,  младший научный сотрудник ЦМИ Святослав Поляков.

Воркаут-сообщество Махачкалы: практики, субкультурный капитал и представления об идеальном теле

Что такое воркаут?

Street workout – это уличная гимнастика, в которой не используются весовые приспособления. За основу берется то, что есть под рукой, а это турник и брусья – стандартный набор, который стоит практически во всех дворах, на любой школьной площадке с советских времен. 
Еще воркаутом часто называют разновидность уличной аэробики, в процессе исполнения которой люди преодолевают закон земного притяжения, исполняют интересные элементы. Например, повисают параллельно земле, либо раскручиваются и переворачиваются несколько раз в воздухе.

Турникменство и воркаут – это одно и то же?

Скажем так, турникменство – это пренебрежительное название времяпровождения на турниках, а воркаут  - это уже некая претензия на систему и спорт. Является ли воркаут спортом – это самый интересный вопрос. Изначально в нем нет соревновательного момента, каждый человек тренируется на турнике так, как хочет он.
Однако  сегодня мы наблюдаем, как воркаутеры стремятся институциализироваться в качестве спортсменов, получить признание и поддержку со стороны государства .  С другой стороны, сохраняется и  дворовое турникменское начало, которое отрицает саму возможность какой-то стандартизации в виде программы тренировок и структуры.

А когда появилось воркаут-сообщество в Махачкале?

 В Махачкале это движение существует уже 4 года, появилось оно благодаря конкретным людям, которые узнали о воркауте из видео тренировок в интернете.

 Сейчас Махачкале одно воркаут-сообщество, одна ассоциация. Ее создало несколько человек, сейчас они тренируют других ребят – школьников и студентов. Ядро сообщества – это семь человек от 17 до 25 лет, они вместе тренируются, ездят на соревнования, проводят активно время, ходят друг к другу в гости. У сообщества есть и свои филиалы: в Дербенте, в Избербаше, в Каспийске. Но Махачкалинская база считается основной. Сообщество полностью мужское. Отсутствие девушек участники объясняют через собственные религиозные взгляды. Они считают, что девушкам не место в таком виде спорта.

 Кто занимается воркаутом в Дагестане? Как можно описать участников движения?

 Мне кажется, что ребят скорее можно отнести к верхнему слою рабочего класса или к среднему классу -  это дети врачей, учителей - та страта, которая на Западе является хорошо уважаемой и оплачиваемой, а условиях Дагестана это те, у кого есть приличный уровень культурного капитала, но при этом особого экономического капитала нет.
А вообще воркаут в Махачкале – это такой народный вид спорта, досуга для молодежи. Причем для совершенно разных ребят, он компенсирует и нехватку неких досуговых опций и учреждений и всего такого. Для многих это еще и компенсация работы, так как работы в городе мало, поэтому воркаут – это тоже своеобразная работа, она не приносит деньги, но работой может считаться с точки зрения того, что ты делаешь себя. В Махачкале есть небольшая фрустрация по поводу работы и перспектив. Таким образом, люди находят выход, они трудятся над собой как над проектом. Другие приходят на тренировки, чтобы пообщаться с друзьями.


Государство воркаутеров практически не поддерживает, иногда их спонсируют частные лица – оплачивают выезды на соревнования. Кстати, иногда ребята организовывают городские фестивали в Махачкале и Каспийске. У них есть переносная воркаут-площадка, ее привозят на место и собирают. Но некоторые ребята выезжают и за пределы республики на российские чемпионаты – для них это один из основных способов преодоления локальной ограниченности.

А как становятся воркаутерами? Ты пришел на первую  тренировку, позанимался месяц  и ты уже воркаутер?

Конечно, ты приходишь в сообщество и ты не сразу становишься воркаутером. Они, к примеру, плохо относятся к ребятам, которые не занимаются зимой, их называют «подснежниками», потому что ты пропускаешь тренировки зимой, когда на улице холодно, и опять приходишь тренироваться только весной. Но в принципе, воркаутером ты становишься после того, как ты овладел базой  (освоил основные силовые элементы) и умеешь делать какие-то акробатические движения. К примеру, чтобы мне стать воркаутером, нужно подтягиваться хотя бы тридцать раз, отжиматься на брусьях n-ное количество раз. А уже потом переходить к элементам акробатического плана. Вот после этого ты становишься воркаутером. Потому что воркаут – он не о подтягиваниях, подтягивания – это только начальное упражнение.

Субкультурный капитал в сообществе зависит, с одной стороны, от уровня твоего мастерства, с другой стороны, от стажа. То есть, если ты занимаешься давно, но что-то не получается, у тебя уже есть какой-то уровень респекта. И третий важный в сообществе навык – это организаторские способности, то есть умение договориться со спонсорами и выбить денег. 

 Есть ли в сообществе общее понимание того, как должен выглядеть настоящий воркаутер?
У воркаутеров нет единого понятия об идеальном теле, кто-то занимается статикой, другие занимаются динамикой – это акробатические трюки. Они делают упор на гибкое и легкое тело. Но поджарость и рельеф, да, ценятся всеми в сообществе. 
Интересны  и отдельные случаи рефлексии над идеальным телом. К примеру, религиозные люди объясняют это через иман -  идею о том, что через дисциплину тела повышается уровень твоей моральности, условно говоря, аморальность твоя возникает из-за того, что твое тело тебе не подчиняется. Оно считается источником зла. Твое тело – дикое животное, которое стоит приручить. И вот за счет постоянной тренировки тела ты становишься моральным человеком. Это одна из форм практической религиозности.

 Для молодых людей воркаут – это основной вид спорта или они принимают участие в других активностях?

 Тут единого сценария нет. Для кого-то воркаут – это единственный вид спорта, другие рассматривают его как дополнительную гимнастику, а сами также тренируются в спортивном зале. К примеру, боксеры в стрит воркауте развивают силу, стремительность и гибкость. А лидер сообщества – он параллельно еще занимается борьбой и гремпплингом. Есть те ребята, у которых просто нет денег на занятия в зале, у кого-то не получается ходить на другие тренировки из-за учебы.

 Вот, что интересно, сами воркаутеры отвергают возможность насилия, но хотят быть сильными. Потому что для них насилие («борцушность») - это синоним «гопничества» и низкого статуса. Они дискурсивно отстраивают себя от тех, кто ведет неправильный образ жизни – пьет, употребляет наркотики. С одной стороны, они противопоставляют себя коммерционализированному спорту  - борьбе, с другой стороны, выступают против дворового насилия и неконтролируемой жестокости на улице.