• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Multiple cultural encounters of urban youth in Russia's Muslim regions

Maslovskiy M., Maiboroda A., Garifzianova A.

Journal of Intercultural Studies. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 557-569.

Конференция Центра молодежных исследований «Городские молодежные культуры»

С 30 ноября по 1 декабря 2017 года в корпусе на набережной Канала Грибоедова состоялась международная конференция ЦМИ «Городские молодежные культуры: солидарность, креативность, активизм».

Конференция Центра молодежных исследований «Городские молодежные культуры»

На конференции выступили исследователи из Екатеринбурга, Казани, Елабуги, Новосибирска, Улан-Удэ, Москвы, Ульяновска, а также из других городов России. Зарубежные участники приехали из Великобритании, Норвегии, Финляндии, Латвии, Эстонии и многих других регионов страны. И, конечно, в конференции приняли активное участие сотрудники ЦМИ. 

Конференцию открывал заместитель директора питерского кампуса НИУ ВШЭ, декан Школы социальных и гуманитарных наук Даниил Александров. После того как он поприветствовал участников, слово было предоставлено руководителю Центра Молодежных Исследований Елене Омельченко. Она рассказала о результатах проекта Российского Научного Фонда «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов». Это исследование было посвящено сравнению городских молодежных сцен, культурного потребления и жизненных ценностей молодежи в Санкт-Петербурге, Казани, Ульяновске и Махачкале.



В первый день конференции работало 8 секций. В секции «Культурные практики молодежи в городских пространствах» доктор философии Сергей Кропотов рассказал о екатеринбургских уличных художниках, особое внимание уделив работам Тимофея Радя.  По мнению Кропотова стрит-арт – это, с одной стороны, спорт (поскольку требует навыков альпинизма), а с другой - анархистская практика сопротивления, попытка присвоить городское пространство, придать дать привычным объектам новые смыслы и, в то же время, сделать высказатьсяывание по актуальным вопросам общественной жизни. Например, надпись «Соберись», которую Радя сделал на стене разрушенного завода, - это попытка осмыслить разрушение индустриального города в эпоху постфордизма.

В этой  же секции выступила  доцент НИУ ВШЭ Оксана Запорожец с темой «Цой жив! Сохранение памяти о себе и кумирах в городских пространствах». Исследователь рассказала об истории мест, связанных с почитанием Виктора Цоя:  его могилы, стены Цоя на Арбате и в Минске, бара Камчатка и т.д.  Запорожец объясняет популярность такихтакого рода объектов тем, что они являются  не столько местом скорби, сколько местом ностальгии по ушедшей молодости. Правда с каждым годом количество людей, которые проходят по этому маршруту в день памяти музыканта, уменьшается. С другой стороны, появляются схожие способы памяти в отношении других артистов, например, Горшка, солиста группы «Король и Шут».





После обеда состоялось пленарное заседание, на котором выступил первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев. Его доклад «Миллениалы на фоне предшествующих поколений» был посвящен различиям  практик поведения и восприятия пяти поколений россиян с 1940 по 2000 годы по данным 25 волны RLMS-HSE. Наибольший разрыв был зафиксирован между 3 и 4 поколением. Во-первых, младшие поколения больше учаться, дольше живут с родителями и позже выходят замуж и заводят детей. Во-вторых, они больше пользуются гаджетами и чаще пользуются социальными сетями и мобильным интернетом. В-третьих, на что Радаев обратил внимание, они на 20% меньше пьют,  курят и больше занимаются спортом. Он объяснил это тем, что с одной стороны в стране проходит самая длительная антиалкогольная кампания, а с другой – тем, что в кризис люди всегда пьют меньше. Наконец, два последних поколения больше посещают культурных мероприятий, встречаются  с друзьями и выезжают на природу. По мнению Радаева эти различия –являются признакиами социального перелома в России.



После выступления Радаева начала работу англоязычная секция «Digital youth cultures and urban spaces». Сначала Маргарита Кулева и Анастасия Саблина расскзали о двух стратегиях  игры в Pokemon Go в российских городах: командная игра или одиночная охота.  После них выступили ученые из Финляндии: сначала Арсений Свинаренко осветил то, как Pokemon Go формирует новые способы солидаризации и мобильности в молодежной среде, а затем Хета Мулари рассказала о своем этнографическом исследовании сообщества хельсинских циркачей  и практиках активизма, которые они используют.

Первый день конференции завершился показом двух частей документального социологического фильма Дмитрия Омельченко «Молодежь Казани».

Первая часть

Вторая часть

Второй день открылся пленарным докладом профессоров Манчестерского Университета Хилари Пилкингтон и Аджмала Хуссейна. Они рассказывали про вызовы проживания в мультикультурной среде для современной молодежи в Британии. Отличный настрой подхватил исследователь NOVA, профессор Вигго Вестель (Осло, Норвегия), рассказав о поколенческих промежуткахразрывах и экстремизме.

Далее конференция разделилась на шесть секций, три параллельные, две из которых были русскоязычными и одна англоязычная.

Названия секций:

Культурные практики молодежи в городских пространствах

Гражданская активность молодежи

Local youth scenes in urban spaces

Молодежные (суб)культуры: стереотипы и смыслы

Рисковые категории молодежи и социальная политики

North Caucasian youth: identities and discourses

 



Полную программу прошедшей конференции можно посмотреть здесь 

Программа конференции (DOCX, 38 Кб) 

 

А завершилась она подведением итогов и обсуждением нюансов работы с молодежью на основании молодежных исследований на круглом столе.

Мы попросили организаторов конференции прокомментировать итоги прошедшего научного симпозиума:

Гюзель Сабирова

Конференция была посвящена завершению нашего проекта по молодежным сценам в 4 городах, который финансировался РНФ. Около 10 докладов были сделаны по материалам этого проекта, и, поскольку я его курирую, то я ходила на все секции с нашими докладами. В рамках проекта реализовалось 8 кейсовых исследований по изучению разных культурных сцен; это было уникально и интересно. Также я руководила секцией об идентичности мусульманской молодежи: мы пригласили нашу финскую коллегу, Тиину Соткасииру, которая проводила исследование в Кондопоге, где изучала об идентичностяхи молодых людей из Северного Кавказа, а также  в этой секции в двух докладах были представлены материалы нашего проекта, собранные в Дагестане. Кроме того в этой секции был доклад еще одной нашей коллеги о том, как в Финляндии проводится работа с эмигрантский молодежью.

Расскажите о  географии участников конференций

Помимо проекта по молодежным сценам на конференции были представлены еще два проекта ЦМИ, в которых мы сотрудничали с иностранными коллегами. Один из них это проект  DiMe про цифровую молодежь в Хельсинки и Санкт-Петербурге. В свое время, мы вышли на Сеть молодежных исследователей Финляндии, и  на нашей конференции выступили несколько его представителей, например, Пияйави Хонкатукиа, которая сейчас занимается дигитализацией молодежи и метро. Другой проект – это PROMISE, где руководителем эмпирической части является была Хилари Пинклкингтон из Манчестерского университета. На конференции она вела секцию по социальному включению маргинализируемой молодежи и на которой были представлены отдельные результаты проекта. Также были коллеги из Норвегии и Латвии.

Очень радует, что до нас доехали наши коллеги  из московской Вышки: преподаватели Оксана Запорожец и Наталья Самутина, а также была целая студенческая секции, подготовленная московскими студентами, про хипстеров. Были еще люди из Татарстана, Екатеринбурга, Новосибирска, Ульяновска, Улан-Удэ.

Такие конференции очень сложно организовывать, но я считаю, что они очень важны, потому что таким образом мы знакомимся и формируем сообщество молодежных исследователей. В нашем центре мы стараемся показать что молодёжь – это не только проблема. Ведь существуют различные креативные опыты, эксперименты, площадки, где производится что-то социально значимое для формирования ее идентичности, гражданской позиции и, как минимум,  для ее взросления.  Те, кто не сумел доехать к нам в этот раз, могут нам написать, пройти стажировку у нас или прийти к нам на семинар и выступить.

Елена Омельченко:

Эта конференция - одна из самых сильных из тех, которые мы проводили. Она была монографического формата, что бывает редко. Основное содержание было посвящено одному проекту, поэтому почти всемногие доклады касались либо полученных в результате исследования данных, либо затрагивали вопросы нашей конференции. Мой доклад подытожил и поместил проекты и его результаты проекта в некую постсоветскую дискуссию относительно молодежного пространства.

Какие доклады вам запомнились?

Хилари Пилнклкингтон говорила про такие значимые моменты как радикализация, усиление правого крыла в европейском пространстве. Вадим Радев выступил с крутым докладом про поколенческие различия, о том, когда произошел поколенческий перелом в отношениюи к алкоголю. Это очень значимо для поколенческого портрета. Ну и Вигго Вестель, он тоже уникальный исследователь в том плане, что он уже 30 лет занимается исследованием молодежных культур и сам в свое время был хиппи, и прошел через панк сцену, и музыкой занимался. И он действительно использовал классическую этнографию с включенным наблюдением.

Трудно было подготовиться к конференции?

Невероятно трудно. Конференция это всегда суета, беготня. Помимо определённого контента там очень много административных вещей. Тут я обязательно должна отметить нашу административную группу, которая занималась сопровождением этого мероприятия: Алену Кравцову, Надю Васильеву, Женю Церковникову, Яну Сысоеву, Юлю Ревину, Анну Выговскую и Юлю Субботину. Еще был огромный штаб волонтеров, которых теперь Вышка предоставляет к каждому международному проекту: они встречали людей внизу, провожали, все это выглядело красиво. И, наконец, хотелось сказать спасибо декану филологии Казарцеву Евгению Вячеславовичу, который помог рекрутировать студентов для синхронного перевода: для них это был опыт, а для нас – неоценимая помощь.

Все получилось и содержательно, и неформально. Проект был концентрированный и очень значимый: и для науки, и для нашего центра.