• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Between Us Girls: On Girls’ Interpretations of Sexuality

Omelchenko E. L.

Girlhood Studies: An Interdisciplinary Journal. 2015. Vol. 8. No. 1. P. 110-125.

Статья
«Худой значит нормальный»: управление телом в среде городской молодежи

Крупец Я. Н., Нартова Н. А.

Журнал исследований социальной политики. 2014. Т. 12. № 4. С. 523-538.

Книга
PRO тело. Молодежный контекст

СПб.: Алетейя, 2013.

Паспорт проекта "Между дисциплиной и экспериментом: телесные режимы молодежи в повседневной жизни в современных российских социо-экономических условиях", 2011-2012

Сроки: 2011-2012 гг.

Руководитель проекта: Омельченко Елена Леонидовна

Участники: Сабирова Гюзель, Нартова Надежда, Ариф Эльвира, Зиновьев Алексей, Кулева Маргарита

Волонтеры проекта:  Кривонос Дарья, Литвина Дарья, Федорова Наталья, Фомина Анна,

Минькова Анастасия


Цель: Целью проекта является реконструирование, определение и анализ телесных режимов молодежи в повседневной жизни, то есть какие образы тела формируются в молодежной среде; какие практики, правила и интерпретации обращения с собственным телом реализуются молодыми в повседневной жизни; по отношению к каким проблематизациям во властных дискурсах молодежь выстраивает собственное отношение к телу.


Задачи:

1 Выявить и проанализировать основные пространства проблематизации телесности молодежи в публичном дебате, что позволит понять дискурсивную рамку формирования телесности молодежи.

2. Определить, сформулировать и проанализировать основные телесные режимы молодежи в повседневной жизни, на основании реконструирования и типологизации представлений о теле, правил и практик обращения с телом, интерпретаций телесности и поведения с телом (включая различные аспекты: здоровье, уход, экспериментирование, потребление, ресурсы и т.д) среди молодежи.

3. Проанализировать «точки» соприкосновения/интериоризации и расхождения/сопротивления между реализуемыми телесными режимами молодежи и публичными конвенциоанальными моделями телесности, в т.ч. властным дискурсивным проблематизациям молодежной телесности, что позволит определить векторы и границы следования молодежью конвенциональным нормативным телесным режимам и пространства их переопределения.

 

Образовательной/практической целью и задачами коллективного проекта являются:

1. Повышение образовательного уровня, развитие профессиональных социологических исследовательских навыков и компетенций молодых ученых в ходе регулярного исследовательского семинара по проекту.

2. Предоставление возможности участия в конкретном социологическом исследовании, формирование ответственности за коллективный проект, формирование навыков работы в команде, умение обсуждать задачи, теоретические вопросы, эмпирический материал.

3. Формирование опыта распределения задач и ответственности за индивидуальные сегменты работы, развитие навыков презентации результатов своей работы. Для этого каждый участник команды будет отвечать за индивидуальные сегменты работы (теоретической, методологической, эмпирической, аналитической).

4. Развитие навыков академического письма, работы с редактором, анализа критики, формулирования и презентации собственных аналитических выводов, подготовки собственной публикации в рамках общего проекта. Для этого предполагается публикация сборника статей по итогам проекта


Методология:

Вопросы телесности специфичны и трудны для исследования, поскольку тело глубоко инкорпорировано в «обыденную» жизнь и во многом культурно ре-биологизировано и ре-натурализировано, что затрудняет индивидуальную повседневную и аналитическую рефлексию. Поэтому для изучения телесных режимов крайне проблематично использовать количественные массовые методы исследования и формализованные техники анализа. Для достижения целей и задач данного исследования применяется качественная методология, поскольку феноменологическая традиция и постструктуралистский социологический подход позволяют гибко, сензитивно и рефлексивно исследовать индивидуальные опыты и проводить социологическую концептуализацию.


Поддержка: проект реализуется в рамках программы «Учитель-ученики» Научного фонда НИУ ВШЭ, №11-04-0038


Результаты: