• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В ЦМИ начинает работать научно-учебная группа, изучающая телесность.

Научно-учебная группа «Социальные исследования тела» начинает работу по проекту «Размер имеет значение».

Научно-учебная группа «Социальные исследования тела» начинает работу по проекту «Размер имеет значение»: стратегии контроля и управления телом в среде городской молодежи». Тема эта очень сложная и практически не изученная в российской академической  среде, но при этом она представляется важной и актуальной в контексте изменений культуры, которые произошли в постиндустриальном обществе в конце ХХ века.  Оно характеризуется как  «соматическое», и его главные социальные, политические и культурные проблемы выражаются через телесные практики.

Тело наделяется двумя важными функциями – экспрессивной, связанной с выражением индивидуального стиля жизни, и категориальной, заключающейся в подчеркивании своей принадлежности к определенной социальной группе. С одной стороны, в нем заложены огромные скрытые возможности, которые могут быть реализованы в ходе социокультурного развития человека, но, с другой стороны, само общество накладывает на него целый ряд запретов, препятствуя этому процессу. Тело становится важнейшим проектом «Я», наглядно демонстрирующим социальные устремления и достижения человека, и оно может стать как существенным подспорьем, так и препятствием на пути к цели. Если внешний облик вызывает одобрение и восхищение у окружающих, тело становится ценным, а вместе с ним возрастает социальная значимость «Я».

Несмотря на то, что для постиндустриального человека свойственен потребительский гедонизм с акцентом на удовольствие, развлечение и потакание своим желаниям, он не является безудержным, а расчетлив и разумен. Репрессивные нормы современной красоты предписывают табуирование тех потребностей и желаний своего тела, которые могут привести к отрицательным последствиям, например, лишний килограмм или сантиметр грозит для модели прекращением карьерного роста. Тело испытывает сильное нормализующее воздействие со стороны общества и массовой культуры и требует обдуманного вложения в экономическом и психическом смысле. Конструированием культа красивого молодого тела занимаются целые социально-экономические институты и структуры, превращая его в императив, вменяемый молодым людям в качестве образца для подражания.

Участники научно-учебной группы хотят изучить, какие представления о собственном теле есть у молодежи Петербурга, и к какому идеалу они стремятся, как они «работают над телом», и как интерпретируют и рационализируют эти практики. Объектом исследования будут выступать две группы молодежи:

• 15-20 лет – возрастной период, характеризующийся выходом из подросткового периода физиологических телесных изменений; активной культурной социализацией связанной с началом профессионального образования, формированием молодежной референтной среды, освоением культурных телесных канонов и потребительских практик; выходом из под родительской опеки и освоением навыков автономного контроля за телом. Это группа, которая активно проблематизирует свое тело, и одной из основных стратегий управления им становится отказ от еды.

• 25-30 лет – возрастной период, характеризующийся становлением профессиональных карьер и освоением требований к внешнему виду, предъявляемых в рамках профессиональной деятельности; накоплением культурных и социальных компетенций в обращении с телом; формированием опыта семейных отношений, включая опыт совместного проживания, а также деторождения; укрепление финансовой автономности от родителей, что может влиять на изменение практик управления и ухода за телом.

Исследование будет проводиться в рамках качественной методологии, потому что тело – это очень сложный для рефлексии предмет. Комплексный подход с использованием в проекте разных максимально сенситивных методов позволит изучить спектр значений, регламентаций и практик, производимых как на дискурсивном, так и индивидуальном уровне. В зависимости от задач выбрано три ключевых метода:

- для анализа производства доминирующих моделей и регламентов их достижения в дискурсивно-дискуссионном пространстве будет применен дискурс-анализ групп/дискуссионных площадок в социальных сетях и на Интернет-ресурсах, как основного пространства производства значений в молодежной среде.

- для изучения нормативных представлений о нормальном/допустимом, идеальном/желаемом и патологическом теле среди молодежи релевантным является метод фокус-групп.  Данный метод позволяет снимать конвенциональные представления о нормальном теле. 

- для изучения управления формой и размером тела в рамках индивидуальных биографий будет использован метод полуструктурированных лейтмотивных интервью. В рамках проекта будет проведено 40 качественных интервью – по 20 на каждую возрастную группу.

Надя Нартова, координатор НУГа:

«Несмотря на то, что мы знали, что наша группа положительно прошла экспертизу и была потенциально поддержана в конце декабря, но окончательное решение о необходимости ее существования было принято только после прохождения отчета по предыдущему проекту. Это было 15-го марта. Объем работы рассчитан на год, именно столько времени необходимо для того, чтобы сделать нормальное, хорошее, полное исследование и подготовить качественные публикации. Так как у нас оказалось на два с половиной рабочих месяца меньше, режим работы будет интенсивный. До лета мы должны разработать всю методологическую базу и собрать весь эмпирический материал. Сейчас у нас в НУГе девять человек, но мы надеемся, что их будет больше. Мы открыты и для всех интересующихся данной темой студентов, которые могут присоединиться к нам в качестве волонтеров».

Елена Омельченко, руководитель НУГа:

«Такого рода проекты, как образование научно-учебной группы имеют, как минимум, две глобальные цели. Первая цель – это, действительно некое исследование, направленное на достижение научных результатов. А вторая, не менее глобальная, цель – это воспитание и привитие первоначальных навыков академической деятельности в целом, включая и умение вести дискуссию, и владение материалом, и понимание всех этапов исследовательского процесса, и написание хорошего текста. Также уникальный опыт работы в команде поможет развить такие важные навыки, как рабочая кооперация, нацеленность на единый результат и ответственность не только за себя, а это приучает к определенному рабочему режиму, регламентации и этике взаимодействия, помощи и дискуссии. Активное включение в  работу НУГа – это очень хорошая возможность реализации и профессионального старта для высокомотивированных студентов».