• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Between Us Girls: On Girls’ Interpretations of Sexuality

Omelchenko E. L.

Girlhood Studies: An Interdisciplinary Journal. 2015. Vol. 8. No. 1. P. 110-125.

Статья
«Худой значит нормальный»: управление телом в среде городской молодежи

Крупец Я. Н., Нартова Н. А.

Журнал исследований социальной политики. 2014. Т. 12. № 4. С. 523-538.

Книга
PRO тело. Молодежный контекст

СПб.: Алетейя, 2013.

Паспорт проекта «Возраст в работе»: конструирование возраста девушками и молодыми женщинами


В современной социологической дискуссии возраст рассматривается как активная, социально-конструируемая и повседневно проблематизируемая категория. Возраст также выступает как «воплощенная» категория, становящаяся видимой для других через телесную репрезентацию. Тело - то, как оно выглядит и предстает для других - выступает как объект воздействия возрастных норм и культурных представлений об идеальном возрасте, будучи постоянным объектом манипуляций, капиталовложений, стратегий борьбы и контроля. Однако теоретическое и эмпирическое осмысление «возраста» в современном социологическом дебате фокусируется, преимущественно, на полюсах континуума: зрелости/старости и детстве/юношестве, как обособленных культурных и социальных мирах, для которых присущи свои логики проживания. Хронологическая молодость практически ускользает из поля зрения исследователей, поскольку согласно доминирующим культурным кодам данная возрастная категория соответствует «культу молодости» и не испытывает сложностей с телесной легитимностью.
Тем не менее, эмпирические наблюдения показывают, что антивозрастная индустрия начинает ориентироваться на все более ранние возраста, предлагая как «лечение» так и профилактику «старения» для еще «хронологически» молодых женщин. В тоже время, заметен тренд смещения «взрослых» практик работы с телом и над телом (коррекция бровей, окраска волос, использование макияжа, ношение каблуков и т.д.) в более ранние хронологические периоды жизни – в юность/девичество. Таким образом, практики продления молодости тела и стремления к визуальной зрелости и обладанию «взрослым хабитусом» становятся хронологически близкими и «соседствуют» в одном жизненном пространстве.
Такие культурные изменения востребуют постановку в данном проекте новой, ранее не исследованной, научной проблемы: хронологическая молодость является пространством проблематизации «биологического» возраста и предписанных ему коннотаций. Девочки-подростки и молодые женщины вовлекаются в процесс «работы» над возрастом, определяя желаемые для себя возрастные идентификации, инвестируя в тело/телесность для оптимального соответствия и ожидая соответствующих социальных эффектов.
Цель данного проекта – проанализировать конструирование возраста среди «хронологически молодых» девушек и женщин. Для реализации поставленных исследовательских целей и задач в данном проекте будет использоваться качественная методологии. В рамках проекта будет проведено 40 лейтмотивных интервью с девушками и женщинами в возрасте 15-35 лет.

Паспорт проекта

Заявляемый проект включен в перспективу исследований возраста как культурной категории и направлен на деконструкцию возраста как социально-демографического статуса, основанного на биологических параметрах. Проблематизация «хронологической молодости» как пространства конституирования, определения и переопределения возраста девушками и женщинами является новой и актуальной в социологической дискуссии. Полученные результаты позволят лучше понять функционирование категорий возраста и их телесного воплощения и репрезентаций в современной культуре, концептуализировать социальные статусы, приписываемые разным возрастным идентификациям, эмпирически насытить поле исследований молодежи, телесности и возраста

 

Цель и задачи исследования

Согласно сформулированным научной проблеме и исследовательскому вопросу целью данного исследования является анализ конструирования возраста среди «хронологически молодых» девушек и женщин.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Реконструировать восприятие собственного возраста, его возможностей и ограничений девушками и женщинами.
2. Описать основные желаемые культурные модели телесного возраста среди девушек и женщин.
3. Определить ключевые стратегии и тактики достижения и репрезентации желаемого (телесного) возраста.
4. Выделить ресурсы и барьеры в достижении выбранных возрастных идентификаций.
5. Проанализировать ожидаемые и наличистующие социальные эффекты представления своего тела как более молодого/зрелого.

Ожидаемые результаты проекта:


1. Разработать концептуально-аналитическую схему интерпретации конструирования (телесного) возраста среди «хронологически молодых» женщин и девушек. Способствовать теоретическому и эмпирическому насыщению социологического направления исследований молодежи, возраста и телесности.

2. Создать базу качественных эмпирических данных (лейтмотивных полуструктурированных интервью) по проекту. Сформированная база позволит использовать эмпирические данные в дальнейших проектах ЦМИ, а так же в рамках курсовых, дипломных и магистерских работ студентов, привлеченных к деятельности данного НУГа и ЦМИ.

3. Развить исследовательские навыки у молодых участников проекта. Способствовать подготовке курсовых работ молодых участников проекта по теме исследования. А так же инкорпорировать теоретическую, методологическую и эмпирическую базы проекта в магистерские диссертации участников заявляемого проекта.

4. Продолжить работу регулярно действующего семинар «Социальные исследования тела».

5. Интегрировать накопленные и полученные в ходе проекта эмпирические и теоретические данные в курс «Социология тела», включенный в программу бакалавриата как курс по выбору, пользующийся большим спросом у студентов.

6. Представить результаты проекта на трех конференциях – одной международной и двух российских.

7. Представить результаты проекта на отчетном открытом семинаре по итогам проекта, организованном на базе ЦМИ НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.

8. Подготовить к публикации в журналах ВАК две коллективные статьи по итогам проекта

9. Подготовить одну коллективную статью на английском языке для международного реферируемого журнала (в конце проекта отправить на рецензирование или подготовить в виде препринта).