• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Миграционные процессы и образование

Цифровые следы образовательных миграций: возможности новых данных

Координатор проекта: Илья Мусабиров

На конференции  "Образование и мировые города: перспективы БРИКС" были представлены первые результаты проекта Digital Footprints of Educational Migrations — одного из проектов исследований Интернета и цифрового общества в рамках инициативы Digital Social Sciences and Humanities в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Проект реализуется в лаборатории социологии образования руками студентов, которых учат самым современным методам работы с данными. Были собраны данные тысяч профилей «ВКонтакте» и сделана инфографика, чтобы показать студенческую географию и потоки между городами и странами.  Результаты проекта были выпущены в брошюре на русском и английском языке.

 

 digital_marks-en (PDF, 3.32 Мб)

 

 digital_marks (PDF, 3.34 Мб)

 
Роль внеклассных занятий в жизни школьников

Координатор проекта: 
Валерия Иванюшина

Исследование, посвященное изучению внешкольной и внеклассной деятельности учащихся, ведется с 2012 года, когда НУЛ СОН стал участником большого проекта НИУ ВШЭ «Исследование образовательных и трудовых траекторий выпускников школ». Наша Лаборатория отвечала за разработку инструментария, а также проводила контроль сбора данных в Томске и Санкт-Петербурге. В результате совместной работы были собраны детальные данные о внеклассных занятиях, установках, школьных успехах и социально-экономическом статусе учащихся Томска, Санкт-Петербурга, а также малых городов и поселков Ленинградской и Томской областей. Всего было опрошено 6992 учащихся девятых классов из 162 школ. Эти данные были дополнены собранными нашими коллегами интервью с учениками, посещающими различные кружки, и данными телефонного опроса представителей учреждений внешкольной деятельности.В задачи проекта, осуществляемого в рамках Лаборатории, входит: (1) изучение спектра внеклассных занятий в разных контекстах (мегаполиса, малых городов и отдельных поселков), (2) определение влияния этой деятельности на успехи и установки школьников. Нас интересуют существующие спрос и предложение в данной сфере: какие учреждения обеспечивают потребность в дополнительных занятиях для разных групп населения; какие типы занятий наиболее востребованы самим населением. Также мы хотим определить роль внеклассных занятий, проходящих в самой школе, в формировании школьной среды: как академической, так и в целом психологической атмосферы.Помимо этого, с 2008 года НУЛ СОН самостоятельно собирает данные о деятельности внешкольных учреждений в малых городах и поселках Ленинградской и Московской области. В фокус данного исследования попадают в первую очередь учреждения, ведущие относительно неформальную внеклассную деятельность: сельские библиотеки, организующие кружки для детей из неблагополучных семей; подростковые клубы; оздоровительные лагеря при ДК. Как показал наш многолетний опыт, хотя в таких местах не ведется образовательная деятельность, именно подобные кружки осуществляют дополнительную социализацию детей, оказывающихся в неблагополучных условиях. На данный момент сотрудники лаборатории готовят несколько публикаций, посвященных анализу рынка внешкольных занятий, их влияния на успехи школьников, функций внешкольных учреждений и дворовых клубов в контексте малых городов.

Мониторинг положения детей мигрантов в школах Санкт-Петербурга

Координатор проекта: Светлана Савельева

Лаборатория в рамках совместной программы с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Центром международного сотрудничества Красного Креста в 2011 году запустила проект по мониторингу положения детей мигрантов в Петербурге. Данное масштабное исследование ставит своей целью анализ проблем и потребностей детей мигрантов в Петербурге, а также выработку соответствующих рекомендаций. 

Задача исследования — это создание социального портрета детей мигрантов, изучение языковых, образовательных, медицинских и других барьеров, с которыми сталкиваются эти дети в Петербурге. Мониторинг ситуации будет проводиться несколькими методами, это глубинные интервью с детьми в школах Санкт-Петербурга, анкетирование "face-to-face", а также фокус-группы.

Исследования детей мигрантов в школах

Координатор проекта: Валерия Иванюшина

Исследование детей мигрантов, которое уже много лет идет в лаборатории, направлено на изучение образовательной ситуации и выявление факторов, влияющих на жизненные траектории детей мигрантов и стратегии их адаптации через призму взаимодействия образовательной системы и мигрантского сообщества. Мы ставим перед собой следующие исследовательские вопросы: Являются ли этничность и миграция (сам факт переезда) источниками неравных образовательных достижений вне зависимости от других социально-экономических характеристик семьи? Как переезды влияют на обучение ребенка и можно ли разделить влияние этничности и миграции (переезда)? Каким образом социальный капитал влияет на образовательные траектории детей-мигрантов и их планы на будущее? Как среда сверстников обуславливает интеграцию, и какие факторы влияют на формирование дружеских групп и коалиций в школе?

Подробнее...

Исследование этнических групп в социальной сети "www.vkontakte.ru"

Координатор проекта: Ирина Хван

В ноябре 2010 года в лаборатории был запущен проект исследования этнических групп в социальных сетях. В нем принимают участие студенты младших курсов. Исследователям удалось рассмотреть социальные группы на сайте "vkontakte.ru" с трех сторон: количество приезжих студентов, объединение студентов, принадлежащих одной и той же этничности, и, наконец, связанность этнических групп между собой. В дальнейшем они продолжат развивать эти темы исследования, но не только в рамках данного сайта. Предполагается также охватить и другие социальные сети в интернете.

Подробнее...

Выставка "Параллельный Петербург"

Координатор проекта: Вероника Костенко

В октябре - ноябре 2010 года НУЛ СОН в рамках проекта по изучению адаптации детей из семей иноэтничных мигрантов приняла участие в создании интерактивной выставки «Параллельный Петербург». Выставка посвящена детям мигрантов, а также подросткам разных национальностей, чьи семьи уже много лет живут в Петербурге. Сотрудники НУЛ СОН вместе с фотографом Солмаз Гусейновой и режиссером Михаилом Железниковым взяли около 100 видеоинтервью со старшеклассниками разных национальностей. В них ребята рассказывают о том, как они видят город, о своих традициях и праздниках, о планах и мечтах.

Подробнее...

Брошюра "Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга"

Координатор проекта: Даниил Александров

В книге представлен не только обзор многочисленных американских и европейских исследований по этой теме, но и анализ новых российских материалов, которые были собраны исследовательской группой лаборатории и другими отечественными исследователями.

В брошюре описаны этнический состав школьников Санкт-Петербурга, отношение учителей к иноэтничным детям, взаимоотношения родителей со школой, взаимодействие детей-мигрантов и школы, стратегия адаптации к школе в зависимости от возраста переезда, различные аспекты языковой адаптации. В работе использован сетевой анализ общения школьников для оценки социального включения/исключения.

Авторы брошюры: Александров Д.А., Баранова В.В. и Иванюшина В.А.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!