• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательные системы

Проект «Статусные группы, карьерные траектории и индентичности школьных учителей» 2014-2015 гг.

Поддержан РГНФ 14-03-00582 и Научным фондом НИУ ВШЭ в рамках софинансирования грантов РГНФ и РФФИ

Проект посвящен описанию и анализу профессиональных траекторий учителей Санкт-Петербурга, выявление основных статусных групп внутри профессионального сообщества, анализ профессиональных идентичностей. Внутренняя стратификации сообщества рассматривается в соотнесении с трудоустройством в школы различного статуса, границами профессиональной мобильности, лояльностью к профессии и к конкретной организации. Одной из целей исследования является описание и анализ возможностей и преград, существующих в профессиональной карьере учителя. Результаты исследования могут иметь практическое применение в организации кадровой политики в области среднего образования.

Исследование предполагает сочетание количественных и качественных методов сбора данных: интервью и анкетные опросы. Полученные в ходе биографических интервью данные о становлении карьеры, поиске работы, смены места работы и конкуренции внутри учительского сообщества соотносятся с данными анкетного опроса.

Для опроса была сконструирована специальная анкета, включающая следующие блоки вопросов: образование и профессиональная траектория; круг общения (профессиональные и личные контакты); представления о дисциплине и дисциплинарные практики; вопросы о профессиональной идентичности, о выборе профессии и о лояльности к профессии; представления об «идеальном учителе»; ряд социально-психологических конструктов (действенность/уверенность в своих силах; локус контроля; уверенность в своей профессиональной подготовке); стиль жизни / культура потребления; социально-демографический блок.

Информационную базу исследования составили собранные в ходе проекта анкеты в школах в двух районах Санкт-Петербурга: Василеостровском и Невском. Всего в опросе приняло участие 769 учителей из 39 школ, из них 427 учителей из 23 школ Василеостровского района и 342 учителей из 16 школ Невского района.

Проведен предварительный анализ данных: (1) факторный анализ вопросов о культурном потреблении и социальном (культурном) капитале рeспондента и (2) анализ корреспонденции базовых переменных по образованию и профессиональной карьере учителя, а также профессиональной идентичности респондентов. Как показал анализ первого этапа, стратификация учительского сообщества не напрямую соотносится со статусом школы (понимаемым как собственно статус гимназии с учетом среднего балла ЕГЭ). На данном этапе ведется изучение закономерности распределения учителей по школам, при помощи анализа латентных классов и моделирования структурными уравнениями.

Исследование социальной организации школы

Координатор проекта: Даниил Александров

Цель проекта заключается в создании нового инструментария для изучения социальной организации современной российской школы. В 2010 году с учетом собранных ранее интервью и разработанных методик американских и европейских коллег был разработан опросный инструмент и проведено два раунда его апробации.

Опрос проводился в четырех районах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, внутри которых школы отбирались по квотной выборке. В общей сложности было получено более 2700 анкет учеников и учителей из 48-ми школ. Собранные данные позволяют сравнить эффективность различных вопросов и сконструировать различные шкалы восприятия и оценки взаимодействия внутри школьного коллектива (например, на оценку чувства принадлежности или коллективной действенности). В дальнейшем потребуется еще одно тестирование инструментария для оттачивания шкал и проверки моделей на более разнообразной выборке школ.

Образовательные ожидания учеников сельских школ. Сравнительное исследование России и Индии

Координатор проекта: Евгений Кочкин

В 2009 году НУЛ СОН совместно с Мумбайским центром социальной помощи BMCWS провела в Индии исследование образовательных ожиданий учеников 10-х классов трех школ небольшого городка в штате Махараштра. Были опрошены ученики школ городка Раджгурунагар, отличающиеся друг от друга по нескольким показателям. Параллельно был  проведен сбор эмпирических данных о школьниках одного из сельских районов Ленинградской области в России. Исследователи планируют определить и сопоставить образовательные и профессиональные ожидания у современных детей в сельской Индии и России, а также проследить зависимость этих ожиданий от успеваемости детей, их пола, социального и экономического капитала семьи и от типа школы в разных странах.

Образовательные траектории и образовательный выбор на рубеже 9-го класса

Координатор проекта: Светлана Савельева

В 2007-2010 годах Лаборатория проводила исследование образовательного выбора выпускников девятых классов на примере одного из районов Ленинградской области. Сначала были собраны интервью с выпускниками и их родителями, потом организован опрос всех выпускников одной из школ. На основе этих данных был разработан оригинальный опросный инструмент и в 2009 году опрошены все выпускники и их родители этого района. 

Подробнее...

Механизмы взаимодействия школы и сообщества

Координатор проекта: Инесса Тарусина

Данный проект посвящен анализу интеграции местных сообществ (на примере одного из районов Ленинградской области).  С 2007 по  2010 год сотрудники Лаборатории собирали интервью с лидерами местных сообществ - представителей различных социальных институтов и статистические
данные о развитии сельских поселений.
Цель данного проекта заключается в том, чтобы описать и подвергнуть анализу организацию социального взаимодействия школы и местного сообщества. Сотрудники НУЛ СОН разрабатывают методы и инструменты для анализа взаимодействий школ и местного сообщества и также методики выявления лидеров. До сих пор проект базировался на анализе качественных данных, теперь мы активно осваиваем методологию сетевого анализа, чтобы полнее изучить, описать и представить особенности и характер взаимодействий различных институтов в местном сообществе.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!